Горячее небо
[ Главная ] [ "Мир Авиации" ] [ Часть 1 ] [ Часть 2 ] [ Часть 3 ]


Горячее небо "холодной войны"

Мир Авиации №2(10)'95

Александр КОТЛОБОВСКИЙ
Киев

Игорь СЕИДОВ
Ашхабад

В 1991 году произошло историческое событие, взбудоражившее весь мир: прекратила свое существование одна из сверхдержав земли -СССР. Бывший некогда "могучий и дружный" Советский Союз распался на ряд независимых государств.

С исчезновением СССР закончилась и одна из самых продолжительных войн XX века, ведшаяся между Востоком и Западом - холодная война. Боевые действия противоборствующие стороны тайно и явно вели друг против друга в течение 46 лет - на земле, на море и в воздухе.

Холодная война велась без перерыва все эти годы, начиная с 1945-го, т. е. сразу после окончания Второй мировой. В ее основе - борьба за мировое лидерство двух систем - коммунистической и капиталистической.

В открытую сражаться друг против друга армии США и СССР, а также основных военно-политических группировок - НАТО и Варшавского договора, в тот период уже не могли себе позволить, посему противостояние систем и вылилось в так называемую "холодную войну". Формы ее ведения были разнообразными. Среди них - широкомасштабная разведывательная работа американцев и их союзников против СССР с нарушением воздушных, морских и сухопутных границ. Не обходилось и без самых тривиальных провокаций. Естественно, что всем этим действиям давался достаточно решительный отпор, причем в борьбу тайно включились все рода войск.

Одним словом, с середины сороковых годов на всем протяжении границ СССР шла невидимая война со своими сражениями, в которых были как победы, так и поражения. О количестве жертв точных сведений нет.

В этой статье авторам хотелось бы рассказать о тех событиях на рубежах СССР и его союзников, к которым в той или иной мере причастна авиация. Уже начиная с мая 1945 г., самолеты США стали вести воздушную разведку советского Дальнего Востока. Особенно интенсивно подобная деятельность, с нарушением границ, происходила в районе Камчатки, Чукотки, Берингова пролива и Курильских островов.

Тому были свои основания. Война на Тихом океане между США и Японией вступила в завершающую фазу. Действия американской авиации, которой и раньше принадлежала одна из ведущих ролей на этом ТВД, резко активизировались.

B-25D Mitchell

B-25D Mitchell

Памятуя о союзных отношениях СССР и США в минувшей войне, американцы позволяли себе весьма фривольно пользоваться воздушным пространством в районе ведения боевых действий, часто пролетая над кораблями и военными базами ТОФ. Говоря об этом, не следует забывать, что американские летчики, скорее всего, не задумывались о нюансах большой политики, наивно полагая, что фронтовое братство превыше всего. Но политическому и военному руководству обеих стран уже стали нужны поводы для конфликтов, и долго искать их не пришлось.

Уже 20 мая зенитной артиллерией Тихоокеанского флота в районе Камчатки были обстреляны два В-24 ВВС США. Подобный же инцидент произошел в том же районе 11 июля 1945 г. с американским Р-38. Правда, в обоих случаях огонь велся не на поражение, так что самолеты США не пострадали. А вот в обратной ситуации, к сожалению, получилось иначе: 7 августа 1945 г. два самолета ВВС США в районе остров Камень Гаврюшкин (Камчатка) обстреляли из бортового оружия два советских пограничных катера, убив 8 и ранив 14 человек из их экипажей. Вполне вероятно, что американцы просто приняли наши катера за японские, но, так или иначе, кровавый счет жертв необъявленной войны был открыт.

Сразу же после окончания Второй мировой войны в сентябре 1945 г. нарушения продолжались, хотя до этого многие инциденты подобного рода на Дальнем Востоке американское командование объясняло военными действиями против Японии и ошибками, которые допускали их летчики.*

* Так, с мая по сентябрь 1945 г. зафиксировано 27 подобных фактов с участием 86 са. молетов различных типов, в основном В-24 и В-25. После капитуляции Японии и до конца 1950 г.—не менее 46 с участием 63 машин. При этом только с 27 июня 1950 г. по 16 июля 1950 г. отмечено 15 нарушений.

Первый воздушный бой произошел на том же Дальнем Востоке еще в 1945 г., когда к посадке был принужден один из американских бомбардировщиков. Случилось это в ноябре над территорией Кореи, где в тот период стояли как советские, так и американские войска. В районе города Хамхын (в то время он назывался Канко) находилась крупная авиабаза ВВС СССР. Над ней, нарушая договоренность о воздушном коридоре, пролетали американские самолеты, направлявшиеся в Манчжурию за своими бывшими пленными. Советское командование мирилось с этим: свежа была память о недавнем военном сотрудничестве, но прибывшая вышестоящая комиссия потребовала принять меры по пресечению этих полетов. В один из дней ноября очередной самолет США, пролетая здесь, был перехвачен четверкой истребителей Р-39 "Аэрокобра", которые стали заводить его на посадку.

B-24D Liberator

B-24D Liberator

Сначала экипаж американского бомбардировщика, а это был В-29, отказывался подчиниться требованиям, но когда один из истребителей обстрелял его и поджег один из двигателей, тот быстро выполнил команду и сел на базе. Никто из экипажа бомбардировщика при обстреле не пострадал, так как огонь велся только по мотору самолета. Американцев интернировали, а машину переправили в Москву на испытания. Объективности ради надо отметить, что экипаж В-29 огня по советским истребителям не открывал. Когда командира "крепости" на допросе спросили, почему он так поступил, тот искренне удивился: "Как, стрелять по русским?!"*

 

* Редакция располагает и другими данными по описанному случаю: 29 августа 1945 г. в районе Канко. где базировался 14 ИАП ВВС ТОФ, на высоте 400-600 м был обнаружен В-29 ВВС США. На его перехват вылетела пара Як-9 (ведущий - л-т Феофанов, ведомый - мл. л-т Зизевский). Через 10 минут подняли вторую пару (ведущий -л-т Белик, ведомый -мл л-т Мдивани). Огонь по "американцу" открыл Зизевский по своей инициативе, после чего В-29 сел на аэродроме Канко с горящим двигателем (Прим. ред.).

В сороковые годы были нарушения советских границ и на северо-западе страны, где со стороны Финляндии и Норвегии в 1947-1948 гг. в воздушное пространство СССР несколько раз залетали самолеты.

Более "спокойной" являлась южная граница. Но и она в сороковые годы нарушалась иностранными самолетами, в основном, в районе Азербайджана. В 1947 г. был случай захвата пограничниками экипажа одного из таких визитеров. 27 марта в 85 км восточнее города Джульфа со стороны Ирана границу нарушил одномоторный поршневой самолет ВВС этой страны. Пролетев вдоль пограничной реки Араке по советской территории, самолет приземлился в районе города Нахичевань. Прибывший к месту посадки пограничный патруль задержал экипаж в составе двух офицеров ВВС Ирана: л-та Сабири Муагаси (летчик) и мл.лейтенанта Сафари Гусейна (бортмеханик). Как заявили задержанные, они летели из Тегерана в город Тавриз и, потеряв ориентировку, залетели на советскую территорию. Возможно, это было так, но как выяснилось, и аппарат и его экипаж принадлежали авиаразведывательному полку ВВС Ирана, дислоцировавшемуся в Тегеране; к тому же самолет был вооружен.*

* В этом же году отмечено еще три случая нарушения границы в этом районе американскими и иранскими самолетами.
B-29 Superfortress

B-29 Superfortress

В дальнейшем нарушения советской воздушной границы и боевые инциденты стали более частыми, а последствия - более трагичными и кровавыми.

В различных публикациях утверждается, что первая кровь в этой войне пролилась 8 апреля 1950 г. над Балтикой, когда самолет-разведчик ВМФ США типа PB4Y Privateer авиаэскадрильи VP-6 с авиабазы Висбаден (ФРГ) нарушил советское воздушное пространство в районе военно-морской базы Либава на Балтике. Поднятая по тревоге четверка Ла-11 из состава 30-го ГИАП под командованием ст. л-та Б. Докина перехватила этот самолет. Так как экипаж "американца" не выполнял требований советских летчиков на посадку, те открыли огонь. Американцы ответили тем же. В ходе перестрелки Privateer был сбит и упал в море. Весь экипаж в составе 10 человек погиб.*

* Р Рейнольдс, Ф. Бекман, Д. Барасс, Т. Бертесс, Д. Дененс, Д. Фетт, У. Хомер, Э Перселл, X. Сишеф, Д. Томас.

Надо сказать, что до этого дня американские самолеты этого типа уже несколько раз здесь появлялись, и на нарушителей была устроена засада. Отметим также, что советская сторона упорно утверждает, что был сбит В-29, но американцы признали потерю PB4Y, а им в данном случае все же виднее.

Есть свидетельства и тому, что на границах СССР потери для американцев бывали и раньше. Так по утверждению одного из летчиков, осенью 1949 г. имел место инцидент над Черным морем, под Одессой, когда самолет-разведчик ВВС США типа В-25, выбросив в районе Кировограда трех парашютистов, пытался вернуться в нейтральные воды, но был перехвачен двумя истребителями ВВС СССР и сбит ими. Весь экипаж подобрал советский пограничный катер.

PB4Y Privateer

PB4Y Privateer

Возможно, что в конце 40-х годов не раз происходило нечто подобное, но сведения об этом либо утрачены за давностью лет, либо, что более вероятно, скрыты в недрах архивов.

Наиболее полон список воздушных сражений холодной войны на советских границах -за 50-е годы. Естественно, точная статистика разведполетов самолетов ВВС США ранее нигде не публиковалась, но кое-какие сведения все же изредка попадали в печать. Так, по одним данным, США в течение 10 лет, начиная с апреля 1950 г., сделали 81 попытку проникнуть в воздушное пространство СССР, и что из этих полетов на базу не вернулось 20 самолетов. По данным же авиационного журнала "Flug Revue" (ФРГ), американцы начали свои разведывательные полеты над советской территорией в 1949 г. на специально переоборудованных бомбардировщиках дальнего действия. Эти машины летали с целью засечения радарных установок ПВО СССР. До ноября 1960 г. из полетов не вернулось 17 самолетов.

Сегодня, благодаря последним публикациям в отечественной и западной прессе, а также с помощью личных архивов авторов, можно опубликовать наиболее полный список потерь сторон в этой войне за 50-е годы. Вот эта статистика (без учета боя 8 апреля 1950 г., о котором упоминалось выше).

Можно предположить, что этот список не полон, чему есть косвенные подтверждения. Так, по заявлению одного из западных авиажурналов, в 50-е и 60-е годы при выполнении разведывательных заданий вблизи советских границ не вернулись на базы 4 самолета ВМФ США типа PB4Y Privateer. По нашим же данным подтверждается лишь один случай (см. табл. 1) сбития советскими летчиками самолета данного типа.

Таблица 1

Дата Место Нарушители Принадлеж-
ность
Перехватчики Принадлеж-
ность
Результаты
инцидента
Примечания
05.1950 Военный а/д Уэлькаль, Чукотка 2 F-51 Mustang ВВС США 2 Ла-11 Полк м-ра Вагина В возд. бою получили повреждения 1 сов. и 1 амер. самолеты. Жертв нет. Мустанг был сбит к-ном В.С.Ефремовым.
4.09.1950 Желтое море 11 F-4U Corsair ВМФ США, авианосец Вэлли Фордж, эск.VF-53 - - Сбит сам.-разведчик А-20 из состава 36 МТАП 589 МТАД ВМФ СССР, базировавщийся в Порт-Артуре. Погибли 3 члена экипажа:ст.л-т Карполь, л-т Г.Мишин, серж. А.Макагонов. Сов. самолет сбил ком. звена л-т Ричард Даунс. Впоследствии урны с прахом и фотогр. погибших летчиков были переданы амер. стороной СССР.
8.10.1950 Военный а/д Сухая речка в р-не Владивостока 2 F-80 Shooting Star ВВС США - - Штурмовой удар по а/д. Повреждены 9 самолетов Р-39 Aircobra 821 ИАП 54 ВА. Жертв нет. К-ра 821 ИАП понизили в долж., а амер. командование запретило своим летчикам подобную "самодеятельность"
26.12.1950 Р-н м.Сейсюра, Приморье RB-29

-

2 МиГ-15 (к-н С.А.Бахаев и ст.л-т Н.Котов) 523 ИАП ВВС Нарушитель был сбит и упал в море. Экипаж пропал без вести. Позже С.Бахаев отличился в Корейской в-не (11 побед).
6.11.1951 Р-н м.Островной, Японское море P2V Neptune ВМФ США эск.PV-6 2 Ла-11 (ст.л-т И.Я.Лукашев и ст.л-т М.К.Щукин) 88 ГИАП ТОФ Нарушитель был сбит и упал в море. Экипаж пропал без вести. И.Лукашев и М.Щукин награждены орд. Кр. Знамени.
13.06.1952 Р-н бухты Валентин, Японское море B-29 ВВС США 2 МиГ-15 ВВС ТОФ (а/д Унаши, позднее Золотая Долина) В-29 был сбит и упал в море в 15 км от м. Овсянкина (на тер. СССР). Экипаж пропал без вести.

-

7.10.1952 Р-н о.Юрий, Курильские о-ва B-29 США 2 МиГ-15 29 ВА ПВО Нарушитель был сбит и упал в море. Экипаж пропал без вести. Первым открыл огонь экипаж В-29.
18.11.1952 Р-н Владивостока Группа F9F-2 Panther ВМФ США
Эск. VF-718 авианосца Принстон
4 МиГ-15 781 ИАП ТОФ Были сбиты 2 МиГ-15. Летчики Беляков и Вандалов пропали без вести. Также был подбит МиГ-15 летчика Пахомкиеа. Пилот пытался спасти машину, но она упала в р-не м.Льва. Пахомкин погиб. Сов. истребители сбили л-ты И.Мидлтон и Е.Уильямс.
15.04.1953 Р-н пос. Жупалово (возле П.- Камчатского) RB-50 ВВС США 2 МиГ-15 - Перехватчики пытались принудить RB-50 к посадке, но американцы не подчинились и открыли огонь. В рез. нарушитель был сбит. Экипаж пропал без вести.

-

27.07.1953 Территория КНР 4 истреб. (тип неизвестен) ВВС США 335 АЭ

-

- Амер. истребители сбили советский Ил-12, выполнявший рейс из Порт-Артура во Владивосток. Погибли 6 чел. экипажа и 15 пассажиров. Победу над безоружным самолетом одержал к-н Р.Парр. Считается последней победой в Кор. войне.
29.07.1953 район м.Гамова, Японское море RB-50 ВВС США 2 МиГ-15 (ст.л-ты А.Д.Рыбаков и Ю.М.Яблонский) 88 ГИАП ВВС Первыми откр. огонь стрелки RB-50. В рез. амер. самолет был сбит и упал в море. Из 17 чл. экипажа 1 остался в живых и был подобран погр., найдены тела еще 3 погибших. О судьбе ост. 13 чел. ничего не известно. В бою был подбит самолет. А.Рыбакова. А.Рыбаков и Ю.Яблонский нагр. орденами Кр. Знамени.
8.05.1954 Р-н Кольского п-ва 2 B-47 ВВС США 2 МиГ-17
МиГ-17
1619 ИАП СФ
614 ИАП СФ
Сначала нарушителей атаковала пара МиГ-17. Огонь велся с большой дист., атака была безрезульт. Повторная атака еще одного МиГ-17 также не принесла успеха. По поводу произошедшего имела место большая разборка, в рез. кот. был снят с должности ком-ший авиацией СФ ген.-л-т И.И.Борзов.
4.09.1954 Р-н г.Находка, Приморье P2V Neptune ВМС США эск. VP-19 2 МиГ-17 ВВС, а/д Центральная Угловая Нептун был сбит и упал в море в 35 км южнее м. Островной. Экипаж пропал без вести.

-

7.11.1954 Р-н о. Танфильева,
Курильская гряда
B-29 ВВС США 2 МиГ-15 Авиакорпус ген. И.И.Пстыго В-29 был подбит и, отстреливаясь, скрылся в сторону Японии. По данным разведки самолет упал ок. д. Ноккегун на о. Хоккайдо. О судьбе экипажа ничего не изв.
22.05.1955 Японское море P2V-5 Neptune ВМС США 2 МиГ-15 - Самолет был сбит и упал в море. Экипаж пропал без вести.

-

23.06.1955 Р-н Берингова пр-ва P2V-5 Neptune ВМС США эск. VP-19 МиГ-15 - Нептун был подбит и разбился при вынужд. посадке на о. Св.Лаврентия. По некот. данным, летчик МиГ-15 катап-ся возле поб. Чукотки из-за нехватки топлива.
18.04.1955 Р-н о-вов Беринга возле пос. Никольское, Камчатка RB-47 ВВС США 2 МиГ-15 (к-н Коротков и л-т Сажин) Авиакорпус ген. И.И.Пстыго Нарушитель был сбит и упал в море. Экипаж пропал без вести. Сов. летчики награждены орденами. Победу одержал Коротков.
07.1956 Р-н г. Находка P2V Neptune ВМС США Группа МиГ-15 7 ИАД ТОФ Нептун был подбит, сел на воду и затонул. 1 чл. экипажа погиб, ост. были спасены АСС США. Сов. летчики награждены орденами.
27.06.1958 30 км южнее Еревана C-118 ВВС США 2 МиГ-17П (к-н Г.Ф. Светличников и к-н Б.Ф.Захаров) 34 ВА Нарушитель был принужден к посадке в 170 км от гран., при этом потерпел авар. и сгорел. Экипаж уцелел и был передан властям США 7.07.58 г. -
2.09.1958 Р-н Еревана C-130 Hercules ВВС США Звено истр. (тип неизв., Лопатков, Гаврилов, Кучеряев и Иванов)

-

Геркулес был сбит и упал на сов. террит. Экипаж 19 чел. погиб и захоронен вблизи места падения. -

7.11.1958

Р-н г. Вентспилс, над Балт. морем RB-47 ВВС США 2 МиГ-17 30 ВА RB-47 был подбит и удалился в нейтр. воды. Судьба экипажа неизв. -

 

pvo1.jpg (11052 bytes) pvo2.jpg (14128 bytes)
Герой Советского Союза С А. Бахаев, принимал участие в бою с американским В-29 26 декабря
1950 г.
Памятник во Владивостоке жертвам инцидента 27 июля 1953 г. Надпись на нем: "Здесь погребены жертвы разбойничего нападения американских воздушных пиратов на советский пассажирский самолет Ил-12"

He все нарушения советской границы могли быть пресечены - некоторые прошли безнаказанно. Известно, что за три года, с 1953 г. по 1956 г., гражданскими и военными самолетами (только США) было совершено 113 деяний подобного рода.

Не обошлось для советской стороны и без трагических ошибок.

...В один из дней лета 1954 г. в советское воздушное пространство в районе Находки вторгся нарушитель, что было зафиксировано операторами РЛС, но затем он ушел со снижением в нейтральные воды. А этот маневр "локаторщики" "проморгали". В это же время с учебного бомбометания возвращалась группа Ту-14 46 МТАП ВВС Тихоокеанского флота, причем у замыкающей машины не работал ответчик "Я -свой". На земле же решили, что к морякам пристроился чужой самолет, и в воздух был поднят МиГ-15 капитана Петра Бывшева из 535 ИАП 32-й ИАД. Выйдя на цель, летчик, как он потом докладывал, увидел "двухтурбинный" реактивный самолет незнакомой конструкции и без опознавательный знаков". Сообщив об этом на КП, он получил "добро" на открытие огня и с первой же очереди сбил "Туполева". Экипаж погиб. Вскоре после посадки Бывшев узнал горькую правду. Но летчик, несмотря на строгости того времени, к ответственности привлечен не был: Ту-14 выпускался малой серией для морской авиации и поэтому не был известен основной массе личного состава ВВС и войск ПВО. К тому же звезды плохо просматривались - капитан их не увидел. О неработавшем ответчике уже говорилось (сам Бывшев вскоре тоже погиб, возвращаясь в сложных метеоусловиях из вылета на перехват очередного нарушителя).

Следующая страница>

Редакция выражает благодарность А. М. Артемьеву, оказавшему помощь при подготовке материала.

Фотографии из архивов авторов, А. М. Артемьева и редакции.

Фотографии американских самолетов из сайта US Air Firce Museum


[ Главная ] [ "Мир Авиации" ] [ Часть 1 ] [ Часть 2 ] [ Часть 3 ]
Hit Counter

Реклама