Евгений ШОЛОХ, «ВЛАДИВОСТОК» Среда, 2
апреля 1997 года
К публикации на сайте статья подготовлена Сергеем
Зыковым
"Гриф секретности снят" - такая пометка
появилась на некогда секретных архивных документах Министерства обороны
России, проливающих свет на инцидент времен "холодной войны" в небе над
островом Аскольд, в результате которого советские истребители "МиГ-17" сбили
американский самолет "Б-50", рухнувший в залив Петра Великого.
Копии этих документов, появившиеся в
распоряжении автора этих строк, позволяют познакомить наших читателей с
одним из трагических эпизодов "холодной войны", случившимся неподалеку от
Владивостока утром 29 июля 1953 года.
Однако прежде чем мы расскажем о нем,
необходимо, на наш взгляд, упомянуть о другом печальном случае, произошедшем
двумя днями ранее над горными отрогами Большого Хингана (Китай}, когда
истребители ВВС США расстреляли советский самолет "Ил-12", потому что оба
эти инцидента оказались так или иначе связанными звеньями одной цепи...
"Увидев на самолете красные звезды, я
открыл огонь..."
Транспортный самолет Ил-12
Это случилось в день окончания войны на
Корейском полуострове (1950-1953 гг.). 27 июля 1953 года советский военный
самолет "Ил-12", переоборудованный в пассажирский вариант, вылетел из
Порт-Артура курсом на Владивосток. Пролетая над отрогами Большого Хингана,
он был внезапно атакован 4 американскими истребителями, в результате чего
безоружный "Ил-12" с 21 человеком на борту, включая членов экипажа, был
сбит.
Вот как описывал этот эпизод летчик
американских ВВС капитан Ральф Парр в своем рапорте на имя вышестоящего
командования, который в последнее время также стал достоянием гласности:
"...Я осуществлял полет на истребителе-разведчике по "оранжевой" степени
боеготовности... В 12 час. 30 мин. обнаружил самолет противника, когда он
был под моим самолетом. Совершив два захода с целью опознания, я увидел на
самолете "Ил-12" большие красные звезды. Во время третьего захода я открыл
огонь. Оба двигателя самолета противника загорелись, а затем самолет
взорвался..."
Памятник экипажу и пассажирам сбитого Ил-12
Обломки "Ила" и останки людей были
отысканы осенью 1953 года. В декабре прах погибших в урнах был доставлен во
Владивосток и с почестями предан земле. Так в Жариковском сквере, что рядом
с остановкой "Дальзаводская", появился памятник жертвам американских
воздушных пиратов.
По факту расстрела самолета "Ил-12"
Советский Союз потребовал объяснений от Соединенных Штатов и предъявил им
судебный иск на сумму в 1 млн. 860 тыс. долларов. Американская сторона
встретила в штыки претензии СССР.
Воздушный бой над островом Аскольд
Не прошло и двух суток после уничтожения
истребителями ВВС США советского самолета "Ил-12" в небе над Китаем, как над
заливом Петра Великого произошел новый инцидент. Только на сей раз не
повезло американскому бомбардировщику "Б-50".
...29 июля 1953 года в 6 час. 44 мин.
радиолокационными станциями Тихоокеанского флота в 130 милях к югу от мыса
Гамова был обнаружен неизвестный самолет, идущий курсом мыс Гамова -
Владивосток.
Спустя 12 минут с аэродрома
истребительно-авиационного полка в Николаевке были подняты в воздух по
тревоге и направлены для прикрытия Владивостока два дежурных истребителя
"МиГ-17", пилотируемые гвардии капитаном
Александром Рыбаковым и гвардии старшим лейтенантом Юрием Яблоновским.
Радиолокационные станции флота, продолжая
следить за полетом неизвестного самолета, в 7 час. 01 мин. отметили, что он
вошел в воздушное пространство над нашими территориальными водами залива
Петра Великого и продолжает полет в направлении острова Аскольд на высоте 10
тысяч метров.
Для выяснения принадлежности
самолета-нарушителя и его перехвата к незнакомцу и направились "МиГи".
В 7 час. 11 мин. командир звена гвардии
капитан Александр Рыбаков обнаружил на расстоянии 10 км к югу от острова
Аскольд большой четырехмоторный самолет-нарушитель, оказавшийся американским
бомбардировщиком "Б-50" с красными полосами на киле и опознавательными
знаками ВВС США.
В-50А
Как свидетельствовал впоследствии А
Рыбаков: "...Об этом я доложил на землю и, убедившись по показаниям
приборов, что нарушитель находится над территориальными водами СССР, стал
приближаться к нему с целью показать, что он нарушил воздушное пространство
Советского Союза и должен его покинуть. В момент выполнения этого маневра я
почувствовал два сильнейших удара по корпусу и крылу своего самолета, после
чего кабина разгерметизировалась. "МиГ" стал плохо управляться. Ведомый
доложил, что самолет-нарушитель открыл по нам огонь. В ответ с близкого
расстояния я дал две очереди из пушек. То же сделал и ведомый по моему
приказу. Сразу же после этого самолет-нарушитель с резким креном через крыло
ушел вниз и скрылся в сплошной облачности. Парашютистов ни я, ни мой
напарник не видели, падение же самолета мы наблюдали всего несколько
секунд... "
В 7 час. 16 мин. - через 15 минут после
вхождения в советское воздушное пространство "Б-50" ВВС США рухнул в воду в
8 милях к югу от остров;) Аскольд, где на глубине примерно 3 тыс. метров его
обломки покоятся до сих пор .
Облететь место падения только что сбитого
американского бомбардировщика советские истребители не имели возможности -
самолет гвардии капитана Александра Рыбакова, получивший повреждения, плохо
управлялся, и "МиГи" по максимально простому маршруту напрямик направились
сразу же после боя на свои аэродром, где командир звена и. произвел
аварийную посадку.
А тем временем, посредством
радиоперехвата, нашей стороне стало известно, что с одного из японских
аэродромов к месту воздушной схватки вылетели 4 самолета американской
спасательной эскадрильи, которые через некоторое время доложили на авиабазу,
что вследствие густого тумана над морем в районе Владивостока и над местом
падения "Б-50" осмотр водной акватории и поиск членов его экипажа
затрудняется...
Совершенно секретно. Министру
обороны Союза ССР маршалу Советского Союза тов. Булганину Н. А.
В дополнение к донесению о сбитии
американского самолета "Б-50", нарушившего территориальные воды 29 июля
в районе Владивостока, докладываю.
- По данным радиоразведки
Тихоокеанского флота, командующий военно-морскими силами США на Дальнем
Востоке адмирал Кларк отдал распоряжение выслать корабли в район 55 км к
юго-востоку от острова Аскольд для поиска не вернувшегося на аэродром
самолета.
Вылетевший в район предполагаемой
гибели самолета "Б-50" американский самолет "СБ-29" в 20 часов 29 июля
сообщил на авиабазу об обнаружении им обломков самолета "Б-50",
спасательной шлюпки и 7 человек, плавающих около этой шлюпки.
Двум американским миноносцам и
крейсеру в сопровождении миноносца дано указание американским
командованием следовать в район 55 км к юго-востоку от острова Аскольд
для поиска обнаруженных самолетом спасательной шлюпки и людей с самолета
"Б-50".
Адмирал флота Н. Кузнецов
29 июля 1953 г.
30 июля с 4 часов утра 5 кораблей ВМС США
- крейсер и 4 миноносца приступили к поиску своего самолета в указанном
районе к юго-востоку от острова Аскольд.
Вскоре два американских миноносца подошли
к советскому рыболовному траулеру № 423, производившему лов рыбы в 45 км к
югу от мыса Поворотного. Спустив катер, на борт к рыбакам прибыли
американский и японский офицеры, пытавшиеся получить какие-либо сведения,
касающиеся самолета ВВС США "Б-50", однако из-за отсутствия переводчика
разговора не получилось. Осмотрев траулер и убедившись, что на его борту нет
ни спасшихся американских пилотов, ни обломков самолета, бесцеремонные
непрошеные гости оставили в покое советских рыбаков.
В 6 часов утра находящийся в районе поиска
американский крейсер сообщил своему командованию о том, что один из
миноносцев, участвующий в поиске, подобрал из воды второго пилота лейтенанта
Джона Роуга, который якобы сообщил, что он и экипаж самолета оказались в
воде после того, как самолет разбился, и что другие члены экипажа находятся
в районе поиска.
"Совершенно секретно. Министру
обороны Союза ССР маршалу Советского Союза тов. Булганину Н. А.
Докладываю... Район обнаружения
американцами обломков, людей и ориентировочное место подъема в этом
районе второго пилота самолета "Б-50" расположен в 40-45 км к
юго-востоку от того места, где самолет-нарушитель был сбит нашими
истребителями. Это обстоятельство дает полное основание считать, что
самолет сбит над нашими территориальными водами и при резком
планировании с высоты 7000 м со скоростью 400 км/час в юго-восточном
направлении через 6-7 минут упал в районе 55 км к юго-востоку от острова
Аскольд.
Адмирал флота Н. Кузнецов
30 июля 1953 г."
Советы сбили "Б-50" в отместку...
Сбитый советскими истребителями
американский самолет "Б-50" в районе острова Аскольд стал козырем у
Соединенных Штатов против иска СССР: теперь у американцев появился весомый
повод его отклонить.
Они стали кричать на весь мир и доказывать
через средства массовой информации, что истинными воздушными пиратами
являются русские, загубившие самолет "Б-50" и его безвинный экипаж. Так, США
утверждали, что их самолет не нарушал воздушного пространства СССР и даже
близко не подходил к 12-мильной зоне, чтобы мол, упаси бог, не прогневить
советские части противовоздушной обороны. Причин отклониться или сбиться с
курса у пилотов "Б-50" также не было...
В связи с вышеназванным, американская
сторона сделала заключение, что советские летчики умышленно уничтожили
"Б-50", дескать, в качестве мести за сбитый самолетами ВВС США русский
"Ил-12" (что документами, если они, конечно, все рассекречены, до сих пор не
подтверждается. - Е. Ш.)
Развивая далее мысль о кознях русских и
помня об иске СССР к США за гибель "Ил-12", эксперты ЦРУ в своем докладе
предлагали своему правительству: "... Советы вновь будут обращаться в
Международный суд. Но необходимо поставить наши условия и потребовать, чтобы
в суд на рассмотрение были переданы и наши дела - иски к русским по поводу
гибели "Б-50". И если такое решение будет принято, то ответственность
Советов будет значительно превосходить их иск против нас ".
Однако в силу ряда причин громким
международным судебным процессам по фактам уничтожения советского и
американского самолетов так и не суждено было сбиться. А документы по этим
инцидентам и та и другая стороны схоронили за грифом "Совершенно секретно".
Пилотов с "Б-50" ищут до сих пор
Если погибший экипаж и пассажиры сбитого
советского самолета "Ил-12", как мы уже говорили, были найдены еще осенью
1953 года и захоронены во Владивостоке, то судьба пилотов "Б-50" до сих пор
неизвестна. Американцам, предпринявшим усиленные поиски своих товарищей
летом 53-го, так и не удалось их отыскать. Наша сторона заверяет, что
каких-либо документов, где сообщалось бы о том, что летчики с "Б-50" были
обнаружены живыми или мертвыми, не имеется. Во всяком случае, таких данных
до сих пор нигде не найдено.
...В прошлом году Владивосток посетили
представители американо-российской совместной комиссии по делам
военнопленных и пропавших без вести. По поручению правительства США они
обратились к командующему Тихоокеанским флотом с просьбой оказать содействие
в поиске обломков самолета "Б-50" у острова Аскольд, на что готовы были
выделить средства.
Командование ТОФ откликнулось на просьбу,
создало оперативную группу по координации сил флота в поиске "Б-50". Однако
дело застопорилось из-за отсутствия денег на проведение необходимых работ,
которые от американской стороны пока не поступили.