Мой отец, Уткин Анатолий Федорович,
был бортмехаником в экипаже Ли-2, летавшего над Арктикой.
Этот борт помимо
основной работы (или прикрываясь другой работой) решал задачи связи с
нашими подводными лодками в Северном Ледовитом океане. При выполнении
задачи они выбирали льдины для посадки, садились, снова взлетали...
3 мая 1973 г. во время одного из
таких взлетов, а точнее, во время рулежки они провалились и легли на
плоскости.
Если посмотреть на координаты (82
град.15 мин. с.ш., 125 град. зап. д.), то можно увидеть, что
происходило дело вдали от наших берегов.
Связались с
материком. Оттуда поступила команда, что, мол, спасти самолет невозможно
и, учитывая близость к "противнику" (которому могли быть интересны очень
секретные материалы, находящиеся на борту самолета), борт взорвать
имеющейся для таких случаев взрывчаткой и отправить его на дно. Заложили
взрывчатку где-то посредине между центропланом и стабилизатором (чуть
ближе к стабилизатору) и взорвали.
(Все это было
подробно отснято на пленку двухобъективным аппаратом "Любитель-2",
который отец всегда таскал с собой). Предварительно конечно вытащили из
самолета все, что могли. (Хронометр с него у меня до сих пор дома стоит
работает исключительно хорошо.) Их пообещали забрать при первой же
возможности каким-то Ан-2 с дополнительный топливным баком.
В тот день на льдине
вместе с отцом оказались:
командир корабля
Долматов Александр
2-й пилот Литвинов Юрий
штурман Алтунин Вячеслав
радист (фамилия не
известна)
Кроме экипажа на
борту были:
командир летного отряда Вепрев Лев Афанасьевич
гидролог -н.с. Ленинградского института Арктики и Антарктики Илья
Павлович Романов.
Забрали их со льдины
только через 2 суток. Шоколад из НЗ от пролитого спирта превратился в
"кашу". Эту кашу и ели и спиртом запивали. Была палатка и надувная
лодка. Через сутки льдина под ними стала плохо себя вести (то ли
крошиться, то ли потрескивать). Принято решение – на резиновой лодке
через полынью перебраться на соседнюю льдину. Весь этот процесс
переселения также отснят на вторую пленку.
Позже их нашли и
сняли со льдины. Долго потом они рассказывали и писали о своих
приключениях КГБ-шникам. У отца пленки изъяли. Но, как ни странно, потом
вернули почти все, за исключением нескольких кадров. И всему экипажу
дали большую денежную премию и сразу же двойной отпуск.
Когда отец прилетел
в отпуск в конце того же месяца (май 1973г.) мы сразу поехали с ним в
Озерное (341ТБАП, Ту-22) к моему дядьке. У отца была пачка фотографий и
негативы пленок. Там он все это и рассказывал моему дядьке (тогда
комэску на Ту-22), а я все их разговоры на эту тему слушал заворожено,
как и любой пацан, влюбленный в авиацию. Потому и запомнилось.
Добавлю, что у отца
имеется нагрудный знак "Участник дрейфа СП", который он получил еще до
этого происшествия. Летал он на севере с 1967 по 1980 г. Помню из баз:
Тикси, Амдерма, Черский, Чокурдах, Усть-Нера, Усть-Мая, Оленек, Анадырь,
Магадан, Норильск и другие.
|