Общеизвестно, что
ОАО "ЛОМО" является основным в нашей стране производителем
оптических приборов для ВМФ, головок самонаведения для ПЗРК и
управляемых артиллерийских снарядов. Но список изделий оборонного
назначения петербургской фирмы этим далеко не исчерпывается. Не
каждый знает, что на Объединении в 60-80-х гг. были созданы
элементы вооружения для ВВС - ракет класса "воздух-воздух". Им мы
и посвятим свой рассказ, основой для которого послужили
воспоминания двух сотрудников, занимавшихся этой тематикой - Ю.А.
Рыжика и В.А. Комарова.
Началась эта история в конце 50-х годов, когда Министерство
оборонной промышленности закрепило за ГОМЗом (Государственным
оптико-механическим заводом им. ОГПУ, вошедшим впоследствии в
состав Ленинградского оптико-механического объединения) создание
электронно-оптических взрывателей. Заводу предписывалось совместно
с ГОИ им. С.И. Вавилова обеспечить разработку этих изделий для
ракет класса "воздух-воздух". При образовании ЛОМО в 1962 году эта
тематика была сохранена за предприятием. |
Летающая лаборатория
Ту-124
Для решения
поставленных задач на заводе в конце 50-х годов было образовано
специализированное конструкторское бюро, получившее в дальнейшем номер
1712. Ему предстоял большой объем работы, в том числе широкий комплекс
научно-технических изысканий с экспериментами и исследованиями
физических характеристик целей предполагаемого противника, выбор
физических принципов, обеспечивающих наибольший эффект регистрации целей
с определением момента подрыва, выпуск технической и конструкторской
документации, изготовление и испытания опытных образцов, корректировка
документации и подготовка к серийному производству изделий для
комплектации боевых ракет.
В состав нового
подразделения вошло несколько научно-исследовательских лабораторий и
конструкторских групп. Начальником СКБ стал бывший главный энергетик
ГОМЗа С.Ф. Соболев, его заместителем и начальником
научно-исследовательской лаборатории - кандидат технических наук А.И.
Кузнецов, пришедший на фирму из ГОИ. В состав подразделения вошли как
высококлассные специалисты, так и молодые сотрудники, только что
закончившие вузы города. В течение двух десятилетий коллективом СКБ был
создан целый ряд отечественных неконтактных электронно-оптических
взрывателей для ракет класса "воздух-воздух" и уникальной аппаратуры для
автономной проверки параметров изделий как в заводских условиях, так и в
процессе их эксплуатации.
Но вернемся в конец
50-х. Первые отечественные ракеты класса "воздух-воздух" только-только
появились на вооружении ВВС. Они еще уступали зарубежным аналогам и
потому требовали постоянного совершенствования. В частности, на основе
опыта их эксплуатации (а оснащались они, в большинстве своем,
радиолокационными взрывателями) была выявлена потребность в специальных
оптических взрывателях (ОВ). Она диктовалась необходимостью обеспечить
эффективность ракет большой дальности действия в условиях
радиопротиводействия. В этот период и началась история создания ОВ и
оптических каналов (ОК) для комбинированных радиолокационно-оптических
взрывателей (КРОВ).
Первой разработкой
стало изделие 121. Оно представляло собой двухканальный пассивный
взрыватель, фиксирующий цель с помощью приемников инфракрасного
диапазона, для ракеты К-80. Ведущим конструктором изделия был М.В.
Куликов, руководивший впоследствии всеми разработками ЛОМО в области
взрывательной техники.
Разработка К-80 (Р-4)
началась в ОКБ-4 согласно Постановлению Совета Министров СССР от 4 июня
1958 г. Ею должен был вооружаться дальний сверхзвуковой перехватчик
Ту-28, способный действовать на удалении свыше 1000 км от аэродрома.
Такая машина была абсолютно необходима нашей стране, занимавшей шестую
часть суши планеты. В 1962 г. ракета вышла на испытания, и 27 сентября
того же года успешно поразила цель. В апреле 1965 г. комплекс Ту-128С-4
был принят на вооружение.
А СКБ-1712 уже
трудилось над следующей разработкой - ОК активного типа "Аист-2" для
КРОВ ракеты Р-40. Последняя создавалась в том же ОКБ-4 специально для
самого скоростного истребителя мира - МиГ-25П - и предназначалась для
поражения высотных скоростных и низколетящих воздушных целей - самолетов
и крылатых ракет в широком диапазоне применения при наличии огневого и
помехового противодействия. Соответственно, и характеристики ракеты
должны были быть существенно выше, чем у Р-4. Откровенно говоря, Р-40 не
имела (и не имеет до сих пор) ни одного аналога - зарубежные ракеты
попросту не применялись в условиях столь больших скоростей и высот
пуска.
"Аист-2" представлял из
себя активный электронно-оптический канал, работающий по отраженному от
цели оптическому излучению. Эта разработка постоянно контролировалась
Правительством и была на ЛОМО одной из приоритетных. В силу этого
коллектив разработчиков был значительно расширен; к созданию изделия был
подключен целый ряд предприятий и организаций СССР. При разработке
пришлось столкнуться с большим количеством непредвиденных трудностей,
которые совместными усилиями постепенно были преодолены. Проводившиеся с
1968 г. натурные испытания ракетных комплексов, укомплектованных
изготовленными на ЛОМО оптическими взрывателями, подтвердили высокое
качество и надежность последних. Известен случай, когда после разборки
неразорвавшейся и упавшей в поле ракеты взрыватель “Аист-2”, к удивлению
многих специалистов, сохранил свою работоспособность. В 1971 г.
перехватчик МиГ-25П с ракетами Р-40 был принят на вооружение. "Аист-2"
выпускался с 1968 по 1983 г., в это время для производства изделий
взрывательной тематики был специализирован отдельный цех (№82).
Последними разработками
ЛОМО в данной области были ОВ “Сокол-М” (изд. 123) и ОК “Бекас-2” (изд.
245) для модернизированных ракет Р-4 и Р-40 (приняты на вооружение
соответственно в 1973 и 1983 гг.). “Сокол-М” представлял из себя
двухканальный электронно-оптический взрыватель. Один оптический канал
использовал пассивный принцип регистрации, а второй - активный принцип,
т.е. по отраженному от цели оптическому излучению. Это обеспечивало
расширение возможностей боевого применения ракет Р-4. Для проверки
технических решений и выявления других возможностей взрывателя была
поставлена специальная НИР “Заря”. Она проводилась на базе
летно-испытательного центра ВВС (Владимировка Астраханской области)
совместно с войсковой частью и включала в себя большой объем летных и
наземных испытаний, причем сотрудникам ЛОМО был выделен специальный
самолет-лаборатория. С использованием этого самолета и аппаратуры,
созданной специалистами СКБ, по разработанной ими же уникальной методике
были выполнены испытания изделия 123, приближенные к реальным
дорогостоящим пускам ракет. Результаты НИР подтверждали правильность
технических решений, заключенных в ОВ “Сокол-М”, и послужили основой для
следующей разработки – ОК “Бекас-2”.
Уникальные материалы,
полученные в НИР “Заря”, позволили разработать “Бекас-2” в исключительно
сжатые сроки и без проведения обычно необходимых специальных натурных
испытаний. Изделия “Сокол-М” и “Бекас-2” выпускались на ЛОМО до середины
80-х годов. Многие специалисты СКБ-1712 за проявленные успехи были
отмечены правительственными наградами.
Впоследствии СКБ-1712
вошло в состав СКБ-1720, а еще через несколько лет стало частью
СКБ-1718. Техническая подготовка и великолепный производственный опыт
специалистов КБ был сполна востребован в новом подразделении,
занимавшемся военно-морской тематикой.
Николай Власов
начальник бюро коммуникаций отдела общественных связей ОАО "ЛОМО"