Обеспечение теплом
Вновь прибывший командир 302
обато м-р Иванченко принимает
командирский автомобиль. п.Налайха,
МНР, 1978 г. |
|
|
|
Большое значение в обеспечении полетов в сложных
климатических условиях имеет такой фактор, как создание тепла в казармах
личного состава, служебных помещениях, сооружениях на аэродроме и
городке, где проживали семьи военнослужащих.
У нас было три котельных: на аэродроме, в служебной зоне и жилом
городке. За зиму котельные потребляли 8 тысяч тонн угля. Уголь приходил
железнодорожным транспортом по 30-35 вагонов. Для разгрузки привлекался
личный состав, разгрузка происходила круглосуточно. Расстояние до
станции разгрузки составляло 25 км. Такого количества транспорта для
перевозки личного состава у нас не было. Приходилось обращаться за
помощью к строителям. Прямо на станции ставили палатки для личного
состава, питание организовывалось с полевых кухонь. А когда начинался
отопительный сезон, становилось еще труднее. Все трубы отопления были
проложены над землей (вечная мерзлота!). Температура наружного воздуха
была в основном -40-45°С, а Новый 1976 год встречали с температурой
49.9°С. Приходилось организовывать круглосуточное патрулирование
теплотрасс с целью своевременного обнаружения аварийных участков. Люди
спали по 3-4 часа! Но за пять лет службы не было ни одного сбоя в
теплоснабжении гарнизона. Правда, иногда при сильных морозах в
помещениях все равно было прохладно, особенно в солдатских казармах. Они
были деревянными сборно-щитовыми и ветер их продувал насквозь.
Пережили
мы зиму и начали думать что делать, чтобы было теплее. Для утепления
помещений нужны были пиломатериалы, а их взять было негде. Поездил я по
аэродрому, по складам и обнаружил на бомбоскладе большое количество
бомботары. Раньше мы ее сжигали. А тут отличный пиломатериал: бруски
60х60 мм и длина 1.20м. Мы организовали небольшую пилораму и начали
распускать бруски на узкие рейки (дранку). Ими мы оббили стены казарм, а
сверху оштукатурили. За лето мы оштукатурили все казармы и штаб, затем
нанесли на стену «шубу» из цемента. Получилось красиво и тепло. На реке
накопали кустарник и высадили его у казарм и штаба. За лето кустарник
разросся, и получилась хорошая зеленая изгородь. Женщины, работающие в
штабе посадили в палисаднике цветы, поливали, ухаживали. Было очень
красиво. Затем у реки выкопали большие валуны, привезли их в гарнизон и
оборудовали фонтаны. Воду включали в жаркую погоду и по вечерам.
Бомботару также использовали для создания уюта внутри казарм.
Изготавливали фигурные рейки, которыми обивали стены, изготавливали
этажерки и т.п. А когда по виду 1 (за счет подсобного хозяйства)
приобрели ковровые дорожки, в казарму вообще приятно стало зайти. На
подведении итогов боевой подготовки за 1975 год начальник штаба 23ВА
генерал-армии Герой Советского Союза Лезжов Иван Иванович отметил нашу
часть в лучшую сторону.
Один раз приехал в гарнизон Командующий 39
общевойсковой армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Петровский
(он от нас улетал). До самолета было еще время, и мы стояли,
разговаривали перед штабом. Тут он спросил, где туалет. А в штабе
туалета не было. Пришлось его вести в казарму
аэродромно-эксплуатационной роты. Когда он туда зашел, то просто поражен
порядком, глазам не верил. В туалете стояли цветы, запахов неприятных
нет, везде ковровые дорожки. По возвращению в часть Командующий собрал
Военный Совет по этому вопросу и направил к нам целую делегацию во главе
со своим начальником штаба. Нам все это было конечно приятно. Всех
старшин я после этого поощрил.