302 обато

Главная >> История >> 302 обато

 

 

Обучение и воспитание личного состава


Трижды Герой Советского Союза маршал авиации Покрышкин А.И. возлагает венок к памятнику героям МНР. г.Улан-Батор, МНР, 1974 г.


Командующий 23 ВА генерал-лейтенант авиации Дмитриев И.М. и члены комиссии ГИМО во главе с дважды Героем Советского Союза генерал-лейтенантом Попковым В.И. наблюдают за работой авиации на полигоне. п.Налайха, МНР, 1977 г.


Смотр техники при проверке комиссии ГИМО СССР. п.Налайха, МНР, 1977 г.


Смотр техники при проверке комиссии ГИМО СССР. п.Налайха, МНР, 1977 г.


Дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик ССССР генерал-лейтенант авиации Попков В.И. выступает перед л/с частей гарнизона. В президиуме (слева направо) командир отбвп п/п-к Волков, командир 302 обато п/п-к Королько А.Н., замполит отбвп. п.Налайха, МНР, 1977 г.


Прохождение торжественным марше л/с 266 апиб. п.Налайха, МНР, 1977 г.


Члены комиссии ГИМО СССР, руководящий состав 23 ВА, руководящий состав дивизии и частей гарнизона Налайха перед вылетом на подведение итогов проверки. п.Налайха, МНР, 1977 г.


Руководящий состав 23 ВА и частей гарнизона Налайха убывает на подведение итогов проверки ГИМО СССР. п.Налайха, МНР, 1977 г.


Руководящий состав дивизии и частей гарнизона Налайха готов к убытию на военный совет по итогам БиПП. На заднем плане АН-12 (б/н 06 красный), один из двух АН-12 с аэродрома Акурей, совершавший регулярные почтовые рейсы на аэродром Налайха. п.Налайха, МНР, 1977 г.

 

Вся система обучения и воспитания всего личного состава была отражена в плане боевой подготовки части на год. Но одно дело спланировать, выполнить и отчитаться о его выполнение, другое - как получается в жизни и на практике. Ни одна академия, ни одно училище не научит человека, как учит жизнь. Офицеры заканчивают военный училища, получают дипломы, а когда прибывают в части, то получается по-другому. Самое главное – как применить свои знания на практике. Вот и начинают они осваиваться в изучении своих функциональных обязанностей и обучении своего личного состава. А это не у каждого получается одинаково.

Солдаты и сержанты поступали к нам только после ШМАС (школы младших авиационных специалистов). Солдат призывали в авиацию самых лучших и грамотных, проводился жесткий отбор в военкоматах. Обеспечивать ВВС очень сложно, т.к. работа эта очень многогранная.
Обучение личного состава проходило прямо на аэродроме в процессе обеспечения полетов под руководством непосредственных начальников. Даже офицеров сначала стажировали и только потом допускали к самостоятельной работе. Раньше было легче. Солдаты служили 3 года, из них один год в ШМАС и два в части. Можно было их хорошо научить. С переходом на двухгодичный срок службы стало сложнее. Сначала 3-4 месяца в ШМАС, а потом в части. Больше приходилось уделять внимания обучению личного состава в части.

Каждая допущенная при обеспечении полетов ошибка обсуждалась сразу. Большое значение имеет индивидуальный подход и личная беседа прямо на аэродроме в процессе работы. Сядешь в кабину к водителю, побеседуешь о работе, спросишь как дела дома. Человек становится другим, больше раскрывается, доверяет больше и старается больше не ошибаться. Существенную роль в воспитании личного состава оказывало подведение итогов боевой подготовки за месяц. При подведении итогов разбирались положительные результаты и к трибуне приглашались лучшие солдаты и сержанты с одной стороны, а с другой – систематические нарушители, чтобы их видел весь личный состав части. Прямо там лучшие солдаты поощрялись вплоть до отпуска на Родину, нарушители конечно наказывались. Гауптвахты у нас не было. Мы воспитывали нарушителей трудом в неурочное время. Самое действенное воспитание – это труд.

На подведении итогов присутствовали представители авиационного полка, а также представители других частей гарнизона. По окончании подведения итогов организовывался спортивный праздник. Победители награждались тортами, которые пекли наши пекари. Подведение итогов проходило в последнее воскресенье месяца. Другого времени просто не было. Самые лучшие рабочие дни – это суббота и воскресенье. То, что выделялось Командующим 23ВА - два дня в месяц для подготовки техники было очень мало. За это время проводился тщательный осмотр и устранялись неисправности. В этот день из парка не выходила ни одна машина. А в выходные нам ни кто не мешал работать на себя. Очень тяжело было организовать отдых личного состава. Увольнений не было, т.к. ходить было некуда. По выходным в клубе части демонстрировались кинофильмы, за которыми приходилось ездить в Улан-Батор. Иногда организовывали выезд личного состава в Улан-Батор на экскурсию. Тут привлекались самые лучшие. Большую работу проводила солдатская библиотека, даже выезжала на запасной аэродром. Иногда в гарнизон приезжали профессиональные коллективы из Москвы. Приезжал МХАТ, артисты из Днепропетровска, ансамбль «Водограй» и другие.

Самой запоминающейся была встреча с всенародным любимцем, трижды Героем Советского Союза, маршалом авиации Покрышкиным Александром Ивановичем. Он был с визитом в МНР и нашел время посетить наш гарнизон. Рассказывал очень интересные случаи из своей жизни, которые не вошли в его книгу. Особенно запомнился рассказ о том, как он по ошибке сбил свой самолет. Чувствовалось, что человек до сих пор переживает. Очень много осталось совместных фотографий и воспоминаний.

Часть, которой мне довелось командовать, на протяжении пяти лет была отличной в 23 ВА и имело переходящее знамя Военного Совета ЗабВО. В 1977 году часть подвергалась проверке комиссией ГИМО и ГК ВВС. По итогам проверки части была поставлена отличная оценка. Я был назначен на вышестоящую должность и представлен к ордену Трудового Красного знамени. Но по каким то причинам орден не получил. А мой замполит был награжден орденом «За службу Отечеству» 3 степени. Было конечно очень обидно.

Все это время, которое я описал, я служил под руководством следующих начальников:
Член Военного Совета 23ВА, затем Начальник политического управления ВВС СССР генерал-полковник Батехин Леонид Лукич;
Командующий 23 ВА, затем Командующий авиацией МВО генерал-полковник Дмитриев Игорь Михайлович;
Начальник тыла 23 ВА, затем начальник ГИУ ВВС генерал-лейтенант Кайдин Владлен Яковлевич.
Все они и ныне здравствуют и проживают в городе Москве.

А.Королько
Мелитополь, Украина
февраль 2006 г.

©   А.Королько 2006

Дата публикации: 17.12.2013
Автор:
Александр Королько

Назад Вверх

Реклама