История двух экипажей

Главная >> История >> История двух экипажей >> 7

 

 

Мы многое не можем объяснить в окружающем нас мире. Да, наверное, это и ненужно объяснять... Просто есть что-то, что выше нас... Просто солдат вернулся домой, вернулся к своей матери на народную землю. Не зря на памятнике у Кузьмы Алексеевича Чупрова последней строчкой начертаны слова: «...Мама, я вернулся...».

В семье Кузьмы Чупрова сохранилось несколько его писем, отправленных из армии. По ним можно проследить географию его пути на фронт: сначала город Ишим, потом Магнитогорск, в апреле 1943 года письма приходили из Троицкой военной школы авиамехаников вооружения, последние, наверное, самые искренние и печальные, уже из полка:

«...Здравствуйте, дорогие мои мамочка, Наташенька, Зиночка! С горячим приветом Кузьма Чупров. Решил написать Вам сегодня письмо, хотя не знаю, когда дождусь от Вас ответа. Мама, сообщите мне, получили ли Вы или нет мои фото и доверенность, которые выслал Вам еще из Ишима. Мама, вышлите мне денег, а то мы через полтора месяца едем на стажировку в часть, то есть на практику. Вы наверное, догадываетесь, что я имею в виду. Вы писали: каждый день слышите, как летают самолеты и стреляют, то есть тоже готовятся к будущей большой практике. Вот и мы так же будем летать и стрелять. Пока все у меня. Будьте здоровы, родные мои! До свидания. Кузьма Чупров. ПП 21317с 10 апреля 1943 года. Пишите, прошу Вас, письма чаще!...».

«...20 июня 1943 года. Здравствуйте, дорогие мои – мамочка, Наташенька и Зиночка! Если бы Вы знали, как я хотел бы Вас увидеть, обнять и расцеловать! Как мало порой мы уделяем, друг другу внимания в обычное, мирное время, и как все обостряется, все человеческие чувства, когда ты постоянно в опасности. Простите меня за философию, но об этом я частенько сейчас думаю. Пишу письмо с места, куда мы прилетели на практику. От фронта сейчас нахожусь в ... километрах (вымарано военной цензурой). На задание пока не летаем, командир части решил нас доучивать, так что будем стрелять пока в тире, набираясь фронтовой мудрости. Обо мне не беспокойтесь, живем мы не плохо. О питании и говорить не стану: оно отличное, и много еды даже остается. А живем не в казарме, а по домам. Обмундирование выдано дополнительно, но сапог не досталось. Что ж, и без них обойдемся. Пока все, родные мои. До свидания. Чупров Кузьма Алексеевич. Мой адрес: полевая почта 42180...».

До последнего боевого вылета, из которого самолет Кузьмы Чупрова не вернулся, оставался месяц с небольшим...

22 июля 1943 года началась Синявинская наступательная операция, в которой штурмовой авиаполк в котором служил Кузьма Алексеевич Чупров, принял самое непосредственное участие... Началась «мясорубка»... Ежедневные вылеты на штурмовку вражеских позиций, атаки немецких истребителей, страшный огонь с земли зенитных орудий и гибель товарищей.

Когда мы вернулись из Новосибирска, нас ждали документы Центрального Архива Министерства Обороны, которые по нашей просьбе выписал наш друг и коллега-поисковик из Москвы Сергей Сердюк. Он пытался найти оперативные сводки тех истребительных полков 269-й истребительной авиадивизии 14-й воздушной армии, которые прикрывали в июле 1943 года штурмовиков 281-й штурмовой дивизии. Так как именно там мы надеялись найти упоминания о таране. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что оперативных сводок дивизии нет на хранении в ЦАМО, точнее они есть, но начинаются только с 1944 года.

По трем полкам дивизии удалось найти только оперативную сводку 254-го истребительного авиаполка, в которой говорилось, что в этот день 27 июля 1943 года они выполняли задачи по разведке войск противника и непосредственным прикрытием сопровождали на фотографирование самолет Пе-2. Оперативной сводки по 845-му истребительному полку вообще найти не удалось. А вот по 287-му истребительному авиаполку удалось разыскать отчет о боевой работе полка за июль месяц 1943 года, в котором за 27 июля 1943 года было записано: «...в период 17.28-18.30 три самолета Як-1б под командой ст. лейтенанта Борисова сопровождали 2 самолета Ил-2 на свободный поиск наземных целей в район Бородулино. Встретили 7 истребителей противника 6 Фокке-Вульф-190 и 1 МЕ-110, которые атаковали наших истребителей...». И самое главное, ни слова о судьбе экипажей двух Ил-2, которые они прикрывали...

Оперативная сводка штаба 14-й воздушной армии почти ни чего нового нам не дала, кроме уточнения времени гибели экипажей из чего можно было сделать вывод, о том, что действительно в этом бою самолеты штурмовики прикрывались истребителями 287 ИАП.

«...Оперсводка № 415 ОГ штаба 14 ВА д.Койчала к 22.00 27.07.43 г.
1. 14 Воздушная Армия в течение дня 27.07.43 г. выполняла задачи:...
б) Парами охотников Ил-2 уничтожала склады, железнодорожный и автотранспорт и живую силу противника по дорогам: Мга, Шапки; Шапки, Любань....
Свои потери: сбит ЗА – 1 Ил-2; не возвратились с боевого задания 2 Ил-2. ...
3. 281 ШАД бомбардировочно-штурмовыми действиями групп по 4 Ил-2 под прикрытием истребителей уничтожала огневые средства и живую силу противника, разрушала оборонительные сооружения в районе: безымянной высоты 1-1,5 км юго-западнее Поречье. Парами охотников Ил-2 не допускала подхода резервов противника с направлений: Тосно, Шапки; Любань, Шапки. ...
Потери противника: Взорван склад с боеприпасами, подавлен огонь и частично уничтожено до 13 орудий разного калибра, 14 минометов. Уничтожено до 100 солдат.
Свои потери: Сбит огнем ЗА 1 Ил-2 (летчик лейтенант Максимов, стрелок – сержант Чупров), не возвратились с боевого задания 2 Ил-2 (летчики: Ляпин, Рукавишников).
При выполнении боевого задания методом охоты 2 Ил-2 под прикрытием истребителей 18.00 штурмовали склады в районе Бородулино, огнем ЗА был подбит Ил-2 (летчик лейтенант Максимов). По наблюдению сопровождавших истребителей, лейтенант Максимов, подбитый самолет направил на склад с боеприпасами, взорвал его и погиб геройски вместе со стрелком-сержантом Чупровым....
Начальник штаба 14 ВА генерал-майор авиации Абрамов
Начальник оперативного отдела штаба 14 ВА подполковник Грибук...».

И вот теперь уважаемые читатели, перейдем к самому главному. Попытаемся еще раз, кратко описать боевой вылет 27 июля 1943 года. Из состава 872-го штурмового авиаполка на свободную охоту вылетают два штурмовика Ил-2, в составе экипажей Максимов-Чупров и Ляпин-Кузьмин. Для их сопровождения и прикрытия вылетает тройка истребителей Як-1б из состава 287-го истребительного авиаполка под командованием старшего лейтенанта Борисова. В районе 18 часов штурмовики находят цели для бомбоштурмового удара в районе аэродрома Бородулино и начинают штурмовку. Высота, с которой наносят удар самолеты Ил-2 от 50 до 1200 метров. В это же время тройка истребителей Як-1б, которые обязаны были прикрывать штурмовики при выходе из атаки, вступают в воздушный бой с численно превосходящим противником. Как следует из документов истребительного авиаполка, наши самолеты были атакованы ФВ-190 и одним Ме-110. Характерная смешанная компоновка немецкой авиагруппы говорит о том, что, скорее всего, немецкие истребители сопровождали своего разведчика, который возвращался или вылетал на боевое задание с аэродрома Бородулино. Воздушный бой между истребителями шел гораздо выше по высоте, чем та на которой работали штурмовики. Проведенный воздушный бой оказался безрезультатным с обеих сторон. Но в это время зенитным огнем противника были подбиты оба наших штурмовика Ил-2. Кто-то из истребителей сопровождения успевает заметить, что один подбитый штурмовик разворачивается и целенаправленно врезается в склад боеприпасов, находящийся на краю вражеского аэродрома.

Второй штурмовик Ил-2 при выходе из атаки подбитым уходит в северном направлении от аэродрома в сторону Ладожского озера. Но так как истребители сопровождения скованы боем с немецкими самолетами, они не успевают проследить (не говоря о том, что они должны были сопроводить) за вторым Ил-2, который на свой аэродром не возвращается. Тем самым в штабе 872-го штурмового авиаполка оба самолета относятся к разряду не вернувшихся с боевого задания. При возвращении наших истребителей на свой аэродром они докладывают, о том, что видели: один Ил-2 врезался в склад, второй ушел в северном направлении. Скорее всего, указать точно какой бортовой номер был у самолета врезавшегося в склад с боеприпасами, а какой самолет ушел подбитым от цели они не могли, так как на это очень сильно влияли следующие факторы: разность высот, слияние ниже летящего самолета на фоне местности, (не забудем, что речь идет о лете) и воздушный бой с превосходящими силами противника. Поэтому указать о том, что именно самолет Максимова-Чупрова таранил склад боеприпасов, могли только в штабе 872-го штурмового авиаполка, при составлении очередного оперативной сводки. Дивизионная и армейская оперативные сводки просто дублировали сообщение и выводы полка. Но факт остается фактом! Обломки самолета и останки экипажа Максимова-Чупрова были обнаружены в 24 км от аэродрома Бородулино, и именно место обнаружения находилось севернее относительно аэродрома. Факт о том, что огненный таран летом 1943 года на аэродроме Бородулино имел место, тоже подтвержден! Из вышеперечисленного выходит, что огненный таран 27 июня 1943 года совершил экипаж самолета Ил-2 в составе:
- летчика, младшего лейтенанта Ляпина Ивана Пантелеевича (1918 г.р., уроженец Воронежской области Буденовский район хутор Хуторский, жена Ляпина Нина Гавриловна проживала в Казахской ССР город Уральск, ул. Почиталинская д.54. Мобилизован Таганрогским РВК Ростовской области);
- воздушного стрелка, старшего сержанта Кузьмина Михаила Михайловича (1915 г.р., уроженец Татарской АССР Лапинский район дер. Средне-Девятово, жена Бырикова (Быринова) Александра Павловна проживала в Татарской АССР Теньковский район Гребеневский стеклозавод. Мобилизован Молотовским РВК г. Омска).

И вот кажется все. Кроме наших умозаключений подтвердить версию о том, что огненный таран совершил экипаж Ляпина-Кузьмина больше нечем. Все документы, которые стали достоянием истории, говорят о том, что таран совершил экипаж Максимова-Чупрова....

Но... Просто как подарок судьбы мы узнаем, что в Питере живут еще два ветерана-летчика 872-го штурмового авиаполка, оба Герои Советского Союза – Владимир Васильевич Титович и Сергей Михайлович Федяков. С ними удалось встретиться и взять интервью нашим друзьям исследователям-историкам авиации Константину Чиркину и Олегу Корытову.


Герой Советского Союза Титович В.В., 1944 год

Владимир Васильевич Титович родился в 1921 году. В 1943 году закончил Ворошиловоградскую военную авиационную школу пилотов и с июня 1943 года в действующей армии. Звание Героя Советского Союза получил в феврале 1945 года, находясь в составе 872-го штурмового авиаполка. К сожалению, в полк он попал в июле 1943 года, буквально спустя несколько дней, после описываемых событий и поэтому рассказать подробности не смог. Но, Ивана Пантелеевича Ляпина очень хорошо помнит, так как Ляпин был его инструктором в запасном авиаполку. В его фронтовом фотоальбоме даже сохранилась его фотография.


Ляпин И.П., в центре среди курсантов

Кроме того, В.В. Титович знал о том, что его бывший инструктор находится на стажировке в 872 полку и у них будет несколько часов на то, чтоб встретиться и поговорить, но прибыв в полк, он узнал что Ляпин накануне погиб в бою. После продолжительной беседы и рассказа о наших выводах по поводу кто же совершил огненный таран, Владимир Васильевич произнес потрясающую фразу:
- Я знал, что Иван Ляпин просто так свою жизнь не отдаст. Очень лихой был летчик, мужественный... Он рвался на фронт из запасного полка, в котором проходил службу инструктором...

Обсудить на форуме

© Илья Прокофьев 2009

Дата публикации: 17.12.2013
Автор: Илья Прокофьев

Назад Вверх Следующая

Реклама