Интервью с Сергеем
Александровичем Архангельским
Интервью Корытова Олега
и Чиркина Константина с Архангельским Сергеем Александровичем
Лит. обработка: Игорь Жидов
Особая благодарность Светлане Спиридоновой
Фото: Архангельский после демобилизации 1947 год
Архангельский: Меня зовут Сергей
Александрович. Родился я 10 октября, 1922 года. На Соколе, это под Вологдой.
Мои родители по тем временам имели очень уважаемые профессии: мать Анна
Викентьевна — медсестра, а отец Александр Викторович — учитель.
На Соколе в 1930 году поступил в школу. Там же кончил четыре класса. Затем
мы переехали под Ленинград, на Сясьстрой, где я жил до финской войны. Когда
она началась, я переехал в Ленинград, и уже здесь кончал десятый класс.
Школа моя — бывшая «Петершуле». Хорошая школа. Там дядька мой преподавал
химию. Окончил школу, и осенью 1940 года меня призвали в армию и отправили в
Красноярск. Там, на Енисее был военный городок — 52-я «ШМАС», школа младших
авиационных специалистов. Я ее окончил в мае 1941 года. После этого
направили нас в Канск. Это восточнее Красноярска.
— А на какие типы
самолетов Вы учились?
Учился я на механика самолета «СБ» —
скоростного бомбардировщика. Изучали материальную часть, обслуживание всего
самолета. А после окончания направили нас в Каннскую школу
стрелков-бомбардиров, где мы обслуживали полеты курсантов на самолетах
«Р-5». Там я прослужил до августа 1942 года.
Фото: 52-я ШМАС, слева Архангельский.
— А проблем для Вас не
было при переходе с «СБ» на «Р-5»?
Да нет, не было, потому что моторы
близкие. Ну, в том смысле, что принцип-то у них один и тот же. А
расположение приборов, бензокранов и прочее, это ж ерунда. Нет, проблем не
было.
— А ремонтировать как?
Ведь СБ цельнометаллический…
При авиационных частях были мастерские
— «ПАРМы», в них и ремонтировали. А мы сами только мелкий ремонт делали. Ну,
заплатки ставили, подкрашивали…
— Как узнали о начале
войны?
Мы жили в Канске, был выходной. Утром,
часов в семь где-то нам объявили о начале войны. Дали команду – всем
собраться на аэродроме. Там мы и прожили несколько следующих дней. А потом
все пошло как обычно.
В 1942 году школу расформировали, и нас всех, и курсантов, и летчиков, и
механиков направили в Челябинск. Там была формировка, как раз к
Сталинградской компании. Стали из нас готовить мотопехоту...
— Вы авиамеханик и вдруг в
мотопехоту попали? В чем заключалась подготовка?
Гоняли на стрельбища - стрелять, учили
копать окопы, блиндажи и все такое прочее.
А в ноябре месяце нас направили под Сталинград. Мы ехали через Ленинск на
Волгу, как раз перед ноябрьскими праздниками на барже через нее
переправлялись. Когда переплыли к тому берегу, нас разбомбили. Бомбы упали
рядом с баржой, баржу перевернуло, и всех в воду выбросило… Вылезли на
берег, и ходу в Красноармейск. Там и была сформирована мотомехбригада,
которая потом стала называться 12-я гвардейская.
Там нас распределили кого куда. Я попал в роту автоматчиков, звание у меня
было - сержант.
Танки в бригаде в основном были «Т-34». Прошли мы путь от Красноармейска, до
Новочеркасска, потом на Миусс. На Миуссе мы встали в глухую оборону. Встали
только из-за распутицы, никаких подвозов не было. Немец стоял на том берегу
Миусса, а мы на этом. Так и стояли, по-моему, с полгода. А в марте пришел
приказ Сталина: вернуть, по возможности, специалистов по их назначению. А у
меня в красноармейской книжке было записано, что я имею авиационное
образование, и соответственно уже служил в авиации...
— Давайте, чуть вернемся:
во время Сталинградской битвы Вы ездили на танках или на автомашинах?
В тылу на машинах перебрасывали, в
основном на «ЗИСах», но появились и «Студебеккеры», а в боевых действиях мы
участвовали на танках.
— Автоматчики помогали
танкистам заправлять танк, снаряды загружать?
Конечно, помогали, а как же…
— Внутри танков ездили или
только снаружи?
Только снаружи. Кстати, я недолго и на
танкиста учился. До того как я попал в пехоту, тогда в Челябинске, нас,
технических специалистов, направили в танковое училище. Дней наверно через
десять я был там, и несколько летчиков там же оказалось, но мы решили оттуда
уйти... Из них у троих были летные книжки, и им удалось уехать на фронт, и
их взяли летчиками. А я в результате оказался в мотомехбригаде…
— Немцы пишут, что тогда
были ужасные морозы. Это правда?
Да, морозы были очень сильные. Как раз
когда переправлялись, через Дон. Это было в декабре–ноябре. А в январе
1943 года были жуткие морозы. А мы пошли в наступление, дошли до
Новочеркасска, и в конце января началась распутица.
— А как Вы одеты были в
морозы?
Одеты были, просто — в шинели.
Шинели… Были ватные штаны конечно, были и простые штаны и шинели.
— А тулупы?
А какие тулупы? Никаких тулупов не было.
Конечно, холодно, а что сделаешь? Но была молодежь в основном, выдержали.
— Немцы, и уж тем более
итальянцы, очень жалуются. А наши почему-то не жалуется. И Вы не жалуетесь.
Не было жалоб. А на что жаловаться?
Жаловаться не на что было… Холодно, ну давали по пятьдесят грамм, по
сто грамм… Часто получали даже больше нормы.
— Обморожения были в те
дни?
Конечно, были. Я и сам имел обморожение
руки. До сих пор у меня пальцы работают ненормально. И ноги были обморожены.
Но серьезных обморожений, пожалуй, не было.
А вот что странно, и что меня до сих пор удивляет, такое скопление войск
было, но не было инфекций, и каких-нибудь массовых заболеваний…
— Наши врачи пишут, что
это был "большой плюс", что не было эпидемий.
Вот не было эпидемий... Но у нас и
врачей-то не было! И не было никакого медицинского обслуживания по большому
счету.
— А санинструктор?
Ну а что санинструктор? Ну, была у него
сумка, ну в ней бинты были. И это все.
— А сопротивление немцев
под Сталинградом сильное было или они просто драпали?
В начале было серьезное сопротивление. В
первых боях, у нас потери были, наверное, процентов семьдесят. И нас снова
отвели на формировку. Пришло новое пополнение.
И потом, когда они пытались прорываться из окружения, сопротивление сильное
было. А потом и сопротивление было слабее, и морозы сильные начались. А мы
на танках шли, и форсировали препятствия быстро. Было еще сопротивление на
Дону. Но Дон был замерзший и потому у нашего наступления был быстрый ход.
— А как у Вас было с
питанием в это время?
Первое время питание было нормальное.
Ежедневно полевая кухня готовила нам горячее, и сухой паек давали.
— А когда Вы пошли в
наступление, Вы сами говорите, что двигались быстро. Как же Вас кормили?
Прошли сколько-то километров — остановка.
Приходила кухня, и нас кормили. Снова движение и снова остановка.
Я считаю, что в этом отношении снабжение было довольно приличное. А вот
когда началась распутица стало плохое. Когда мы к Миусу вышли, то мы не ели
пять дней. У нас ничего не осталось. Варили так называемую "затируху" — суп
мучной, полкотелка в день на человека и это все.
Потом привезли свежую рыбу и пшено. Но не было ни грамма соли, варили
пшенный суп со свежей рыбой, совершенно без соли. Я до сих пор не
перевариваю запах пшенного супа.
А потом начали привозить хлеб. Машинами свежий хлеб привозили. И все вроде
наладилось.
— Немцы пытались снабжать
свою армию по воздуху и сбрасывали на парашютах еду, к вам что-нибудь
попадало?
У нас не было этого. К нам не залетало.
— Бомбежки немецкие во
время наступления сильно досаждали?
Да.
— А прикрытие наших войск
истребителями было?
Было. Все время была авиация наша, летала.
— Многие пехотинцы
говорят: нашей авиации почти не видели. Нам ветеран рассказывал:
— Мы, уже к Берлину подходим, а немецкие бомбардировщики все бомбят.
Да, ну конечно под Сталинградом нашей
авиации было очень мало.
И в 1941 году, и в этот период у нас с авиацией очень плохо. Только начинала
развиваться авиация. Но, тем не менее, помогали.
— В архивных документах
именно этого периода, часто встречается разбирательства, почему наши
истребители не ввязывались в бои, а штурмовики штурмовали не то, что надо.
Вот Вы видели воздушные бои?
Воздушных боев у нас в этот период было
очень мало. А о штурмовиках я потом расскажу.
А истребители, были какие: «И-15», «И-16». Они не могли сопротивляться
«Мессерам». Но начали появляться «Яки». И штурмовали как надо…
— А наши истребители в
драку с бомбардировщиками лезли или они в стороне болтались?
Они вступали в бой, но не так активно, как
хотелось бы. Или как показано в фильмах… А по своим возможностям.
— Вы нам рассказали, как
вы наступали. И сложилось впечатление, что это была легкая прогулка.
Сопротивление было ожесточенное в узловых
местах, в районе переправ, больших населенных пунктов.
Много было у нас потерь, мы три раза проходили формировку. Потери были очень
большие. Сейчас я не знаю ни одного, с кем я тогда воевал там, у меня нет
общений ни с кем. Как говорится, чисто случайно я остался жив.
— В атаки вы ходили
впереди танков или за танками?
За танками. На танках сидят до
определенного рубежа. Танкист дает команду слезать, и за танками бегом…
— А если танк перед вами
подбили?
Было такое… Их там целая бригада шла. Ну,
обходили…
— А артиллерия вас
сопровождала?
Дальнобойные вперед обстреливали. Но
артиллерия не действовала вместе, параллельно с наступающими.
— Зима снежная была. Как
движение осуществлялось? Не проламывались же в снегу по пояс?
Нет, старались идти по танковому следу.
— Неоднократно видел в
хронике: едет танк, а за ним тянутся на двух тросах сани типа ковша, а в них
бойцы лежат.
У нас не было таких саней. Это было в
других местах, где побольше снегу. На Дону снегу не так уж много было. Степи
голые — выдувало…
— Скажите, танкисты несли
большие потери? Ну, пехота понятно уже.
У танкистов тоже были большие потери. Они
и гусеницы теряли, останавливались поэтому.
— От действия чего:
артиллерии, авиации, пехоты танки несли основные потери?
В основном от артиллерии и танков. Против
танков шли танки. У немцев в это время танки были лучше. У них и самоходки
хорошо действовали…
— А все-таки, как Вы
считаете, за счет превосходства германского оружия у нас были потери
большие? Или за счет превосходства тактики?
Я думаю, что в основном за счет качества
их оружия. А тактика у них была, я думаю слабее нашей.
— Итак, по приказу
Сталина, Вас отправили в авиацию…
Меня направили в штурмовую авиацию, в
седьмой авиационный корпус, который стоял под Сальском, а дивизия — в
Пролетарском. Мы добирались на новое место службы случайными, попутными
поездами. И в это время я ослеп. Ночью меня разбудили ребята, говорят:
— Поехали, поезд пойдет на Сальск.
Я выхожу. И ничего не вижу… Куриная слепота. Хорошо я был с ребятами, они
меня сопровождали.
Сели на поезд, приехали в Сальск. Вышли на вокзале, а я, ну совершенно
ничего не вижу. Чувствую, что я иду по неровному полу, подумал: «Что же это
такое?» Ну, пристроился, лег на пол. Утром проснулся, смотрю: весь пол
застлан спящими солдатами. Я, оказывается, шел, как говорится, «по телам».
Мне еще от Сальска до Пролетарки нужно было добираться. Ребята уже добрались
— их бомбардировочный полк в Сальске был. И дальше ехал один. Приехал
в Пролетарку под вечер, а куда идти не знал. В какой-то дом, постучался, и
меня пустили. Женщина выслушала меня и уложила на какую-то кушетку. Утром
встал, и опять нормально вижу, все хорошо. Пришел в полк, оказался учебный
— 7 утап. Командир посмотрел мои документы, и говорит:
— Нет, это не к нам. Вам нужно в 7-й корпус. Вы сядьте на попутку.
На попутке добрался… А там все вместе и штаб дивизии, и штаб корпуса, и полк
наш 232-й там же.
Командиром полка тогда был полковник Авакумов, такой солидный мужчина, а
командиром эскадрильи — майор Курицын. Он меня и определил в свою 2-ю
эскадрилью, и взял меня его самолет обслуживать.
Я работал, но никто не знал, что я ничего не вижу в темноте. А почему я
никому не говорил? Да боялся, что признают негодным и обратно в пехоту
отправят. Месяц, наверное, если не больше, скрывал свою курную слепоту.
Фото: Майор Курицын, погиб в 1943 году в Пологе при
вылете
на удар по танковому корпусу противника
— Когда Вы в первый раз
увидели самолет «Ил-2», каково первое впечатление?
Меня после двухмоторного бомбардировщика
«СБ» удивить трудно было.
— А Ваше впечатление?
Понравился? Не понравился?
И так трудно сказать, что понравился. Ну,
конечно, по сравнению с самолетами, что я до этого обслуживал, совсем другое
дело. Моторы сильные, броня опять же… Вот только броня для техника – это
просто сущее наказание…
Но страха особо не было. Почему? Потому что, принцип, как говорится,
обслуживания тот же самый. Заправить его надо, зарядить, потом это, то…
Когда я пришел в полк, со мной механик Толя Белецкий работал, показывал что
и как, где… В первое время он все делал сам, а я ему помогал: заправлял
бензином, водой, запускал мотор. Ну, месяц, наверное, отработал таким
образом. Приходилось и ночью работать. Но уже знал, где ручка, как залезть,
как открыть. Когда самолет бензином заправлял, совал в бак пальцы. Как
только уровень бензина до них доходил, выключал «пистолет» и отдавал
водителю.
Примерно через месяц приблизительно, я начал прозревать. И только тогда
сказал про это врачихе нашей, капитану Ларьковой.
И начала она меня ругать:
— Мы бы вылечили тебя сразу, вылечили бы витаминами…
С ней анекдот был. Напросилась она на старт, посмотреть как вылет
происходит, а там же рация с громкоговорителем.… И оттуда как понеслось! Мат
- перемат! Она стоит вся красная… В общем, вечером комполка всех собрал, и
говорит:
— Такой позор был… С матом надо завязывать!
— А питание как было
организовано?
Этим у нас в авиационном полку занимался
батальон обслуживания. Я не знаю, какая у техников была норма, но она
отличалась от летной. Кормили тем, что достанут. Не «от пуза», но питание в
среднем нормальное было. Правда, однажды, мы месяц только рисом с какой-то
приправой сушеной питались. Утром, днем и вечером один рис. Идешь в
столовую, и этот надоевший запах риса издалека чувствуешь.
— Вариантов «Ил-2», как
минимум десяток. Какие варианты у Вас были? Одноместные, двухместные? Крылья
прямые, или со стрелкой? Пушки какого калибра?
Когда я пришел, полк как раз начали
перевооружать. А во время Сталинградской компании, полк и корпус летал еще
на старых самолетах.
— На одноместных?
И двухместные были, но без задней турели.
Ну, кабина вторая была, самодельная, но вооружения там не было. В них
садились техники и летали в основном с ракетницами. И отстреливались
ракетами.
— Неужели помогало?
Помогало. Потому что атакующий не знает,
из чего по нему стреляют. Он ракеты пугается и выходит из атаки.
— Как выглядела такая
кабина? У обычного одноместного «Ила» сзади горб.
А у этого - кабина, без колпака была.
Потом в такой задней кабине турель установили скорострельный пулемет УБТ.
А в плоскостях - две пушки и два пулемета «ШКАС». Под крылом вешались «РСы».
У нас не было тридцати семи миллиметровых пушек.
— А вооружение
обслуживали, в ленты патроны вставляли и т.п. тоже Вы? Или это оружейники?
Специальные люди были — оружейники следили
за вооружением.
— А пробоины заделывал
механик?
Да. У нас был случай такой, расскажу. У
нас был техник Торовник, очень, как говорят, «рукастый». Пришел самолет, с
большой пробоиной в плоскости. А надо, чтобы утром машина была готова к
вылету. Пришел начальник ПАРМа и говорит ему:
— Надо заделать пробоину. Давай снимай плоскость!
Техник возмутился. Представляете снять плоскость, а потом снова поставить.
На это не один день уйдет. Поссорились они с начальником ПАРМа:
— Тебя самого ремонтировать нужно! Я тебе покажу, как снимать плоскость!
Схватил молоток, и за начальником ПАРМа, тот убежал. Пришел инженер полка и
спрашивает:
— В чем дело?
— Да вот, — говорит, — заставляют снимать плоскость.
— Ну, а как же иначе делать?
— Уходите, я сам сделаю.
Сделал приспособления, чтобы придерживать заклепки, просверлил дырки,
поставил заплатку, и заклепал все. Потом эмалью закрасил. К утру машина была
готова.
— Вы говорите, что у
Вас начали перевооружение. Это означает, что новые летчики прилетели на
новых самолетах?
Нет. Обычно самолеты доставляли
перегонщики, хотя и летчики могли перегонять. А летчики, в основном
приходили отдельно.
И начались тренировочные полеты. Натаскивали вновь прибывших летчиков.
Самолеты поступали уже с местом для стрелка, с турелями для пулеметов.
Появились и стрелки. Месяца через полтора, два, нас на фронт отправили.
Фото: 1943 год, сержант Архангельский
— Как обстояло дело с
качеством прибывших с заводов самолетов? Требовалась ли какая-то доработка?
Переделывали машины сразу, как только в
полк поступали. Приведу такой пример, в сравнении как у нас и как у
американцев.
На последующей формировке в 1944 году мы стояли в Чугуеве, на аэродроме
училища вместе с американцами. Там американские полки стояли. И техники и
экипажи американские были. Истребители, по моему, были «Мустанги».
— И они действительно
участвовали в боях?
Когда мы стояли, и они, и мы были на
формировке. То есть наши не летали на боевые вылеты, и они не летали. А
потом нас переправили в Прибалтику… Так что наши пути разошлись.
Наши начали летать на новых самолетах, и если какой-нибудь дефект в моторе
обнаруживается, то механик разбирается в чем дело. Например, разбирает
карбюратор, разбирает полностью, до винтиков разберет, соберет снова. А у
американцев не так: у них вышел из строя мотор, его снимают и ставят новый,
опломбированный, и все. А инструмент у них какой был? Идеальный!
А у нас инструмент? Ключи, и размеры не выдержаны, нужен тринадцать, а есть
на тринадцать с половиной. Не отвернуть, не завернуть этим ключом. И
отвертки? На «Илах», чтобы снять броню… Это вообще была проблема. Что бы
отвернуть, это ж столько шурупов, причем очень туго закрученных.
А приходилось все ремонтировать самим…
— То есть брака было
много?
Достаточно. И сверх того… Скажу так:
неожиданно много было брака.
— А какие основные
проблемы?
В основном моторы и шасси.
— Система травила?
Травила, - то не убирается шасси, то
что-нибудь не срабатывает при выпуске шасси. У нас летчик Ермаков такой был.
Он сажал то с убранным шасси, то на одно шасси сажал.
— Разбирались ли такие
случаи с техническим составом? Ну, вот сел летчик без шасси? Это же поломка,
авария?
Может у командира полка, у инженера полка,
разбирались. Но особых претензий летчики к нам не предъявляли.
Летчик иногда летит и чувствует, что у него шасси не выпускаются. Иногда ему
показываешь, что шасси убранное.
— А как показывали?
Что шасси не выпущено, крестом показывали.
Он тогда несколько кругов делает, что бы сбросить бензин. А потом ему дают
поле пустое. Не там, где обычно взлетная полоса, а в стороне. И он садится
на пахоту.
— А «Ил» сильно
повреждался при вынужденной посадке?
У него был дюралевый винт и конечно, винт
сразу выходит из строя, коленвал двигателя часто ломало.
— В мемуарах пишут, что
винты при повреждениях рихтовали. Это реально?
Нет, мы в основном меняли, часто лопасть
ставили другую.
— Если сел на вынужденную,
у него сносится масло-радиатор, днище повреждено, в таких случаях что с
самолетом дальше происходит?
Все! Самолет списывают. И если и увозят,
то не в ПАРМ, а куда то дальше.
— А двигатель не снимают?
Если он выходит из строя, что ему уже
ничего не сделать. Ну, отдельные части...
— А вообще, на сколько
часов работы был рассчитан двигатель?
Гарантия самолета была на сто часов. Это —
планера.
А двигатель, он в зависимости от того как летчик работал - и до
трехсот часов, бывало, отрабатывал, если его не насиловали.
— Вы же на земле когда
проверяете, тоже же гоняете? Это писали в формуляры?
Ну а как же, конечно, обязательно. Прежде
всего, мы на земле гоняли. А потом приходит летчик, он снова гоняет,
проверяет.
— Как были окрашены
самолеты? Какие были тактические номера? И были ли элементы быстрого
опознавания?
У нас в основном окрашены были двумя
зелеными. Окраска зависела от завода. В основном у нас «Илы» поставлялись из
Куйбышева.
— Какие бортовые номера
были. Они как рисовались? В полфюзеляжа, в полный фюзеляж?
На хвосту. И звезда была на хвостовом
оперении…
— Звезда на хвосту, на
фюзеляже, и снизу на плоскостях?
Да.
— Белая обводка
была? Или черная обводка?
Нет, звезда просто красная.
— Элементы быстрого
опознавания были? Хвост или руль направления, или коки в какой-то особый
цвет красили?
Такое было. Коки у нас приказали
перекрасить в желтый цвет. Чтобы легче быстро понять: если не в желтый цвет,
то чужой.
— А краска? Проблем не
было с краской?
В ПАРМах был всегда запас. А ПАРМ
прикомандировывался к полку.
— Какие у Вас на «Илах»
были двигатели?
Нам, конечно, не безразлично какой
двигатель, но двигатель привозили готовый, его полностью ставили. Просто на
машине привозили без упаковки. И ставили вручную.
— Сколько времени операция
занимала?
Ну, ночь.
— А поднимали у Вас как?
«Гусь» какой-нибудь был или как?
«Гусь» был на машине. Обычная машина, то
ли полуторка, то ли еще какая. Но привод лебедки вручную. Устанавливали
двигатель несколько человек.
— А у Вас были подарочные
самолеты или самолеты с какими-то художествами?
Не было у нас таких.
— То есть ничего не
рисовали? То есть там не зверья никакого не было? Ни подписей там, летчику
такому-то от колхозника такого-то?
Не было у нас таких самолетов. Я не знаю,
может быть, там в других полках было, но в нашем полку не было ничего.
— Стрелки кого-нибудь
сбивали?
Было такое, сбивали стрелки. У нас два и
три результативных стрелка было. Вот, например, стрелок Колесников, который
летал с командиром эскадрильи, он сбивал.
— Ему звездочки рисовали?
Нет, не рисовали.
— Расскажите о
ремонтопригодности «Ила»
Ну, ремонтопригодный он был достаточно.
— За обслуживание самолета
бывали какие-то премии?
Нет.
— И сколько у Вас был
оклад, как у механика?
Сто пятьдесят рублей. Это оклад сержанта,
так и был все время.
— А как же приказ Сталина,
за какое-то количество часов безаварийной работы самолета премия?
Нет, ничего не было.
— Деньги давали на руки
или шли на расчетные книжки, и после войны Вы их забирали?
И на руки давали и забирали в фонд
обороны.
— А в фонд обороны
забирали в командно-приказном порядке или хочешь — сдашь, не хочешь—не
сдашь?
Сказали надо, значит надо.
— Ваше отношение к
комиссарам?
О, это страшное дело! У нас был
зам. командира дивизии по политчасти, полковник Смотриков. Он сам из
Ленинграда.
У нас в эскадрилье не было там заместителя по политчасти, был парторг
только.
Был еще майор Ланько зам по политчасти полка…
Ланько с Украины был. Как-то странно получилось, пришел к нам просто с
гражданки, и ему сразу дали звание майора, и он стал зам. командира полка по
политчасти. Он, конечно, не летал. Его ужасно не любил летный состав.
И произошел даже такой случай. Отмечали пятую годовщину полка нашего. Мы уже
в Прибалтике были, и вот все проводилось это праздненство, торжественный
вечер был, стол накрыли. У нас в полку было четыре Героя Советского Союза. И
вот трое из них выпили и…
— А фамилии не помните
Героев Советского Союза?
Ну, как же не помню.
Пискунов — в нашей эскадрильи был, Хиталишвили — в первой эскадрилье,
Колесников — из третьей эскадрильи, и Чернов — штурман полка.
«Поддали» они, что-то вспомнили и этого майора Ланько в офицерском общежитии
загнали под нары. Ланько пытался вылезти, а один из Героев угрожая ему
пистолетом там его удерживал. И о чем-то они там крупно поговорили…
Про это стало известно, дошло до начальника политотдела дивизии, начальника
штаба. Прошло какое-то время, приезжают полковник Смотриков и полковник
Коровин.
Провели дознание. Ланько "вытащили", а этих героев всех сняли с должностей.
Причем так представили дело, что они, вроде как, Героев не имеют права
уволить. Но всех сняли с командиров эскадрилий и отправили в другие полки, и
Чернова в другой полк и опять штурманом полка. А из других полков других
Героев сюда к нам перевели. Вот такой был скандал. И этот майор Ланько, так
до конца войны и служил…
И когда я демобилизовался, он еще оставался в полку.
Фото: -..., КАП Ткачев Петр Николаевич, ГСС Пискунов
Василий.
Фото из дивизионной газеты.
— А СМЕРШ?
А со «Смершем» вообще прямо какой-то
анекдот.
Вы знаете, у бомб выкручивают пробку, чтоб взрыватель потом ввернуть? Мы
бросали пробки тут же, под самолет. И пришел этот из «СМЕРШа», старший
лейтенант. Мы сидели, отдыхали. А он ходил, ходил около самолета, и наконец
спрашивает:
— Что это такое валяется?
А один из оружейников отвечает:
— Да ненужные взрыватели выбросили…
Он посмотрел и ушел. Проходит полчаса, вдруг командир полка вызывает нас
всех к себе:
— Почему у вас взрыватели валяются под самолетом? Вот, посмотрите, —
на вас рапорт написан. Вы там с ума посходили, что ли? Да за такое дело Вас
под суд надо отдавать!
— Как Вы могли такое подумать, что мы могли взрыватели под самолет бросать?
Вызывает этого «Смерша» командир полка, и говорит:
— Слушай, ты сам понимаешь, что пишешь? Это же пробки от бомб.
И его убрали от нас. Больше он не появлялся.
— Ну а в принципе, они вам
не мешали?
Нет, не мешали.
— Ну, по Вашему мнению,
такая вот должность, как замполиты, «СМЕРШевцы», нужны были, нет?
Замполиты, может и нужны были бы.
Вот в пехоте замполит был на уровне командира роты. Он не сидел в блиндаже,
он с нами в атаку ходил. Вот там замполитами боевые офицеры были.
А в авиации совсем другое дело. Зачем они там были не ясно. Ну, чисто
формально, никуда не денешься, вероятно, было так положено.
— А поговорки у вас такой
не было: «В меру пьяный, в меру сонный — специалист авиационный»?
Ну, были конечно. Мы стояли в Крыму. Наш
полк стоял, и с нами стояли и истребители - братья Глинки. А адъютант одной
эскадрильи вместе с ними учился в летной школе.
И эти братья Глинки прилетали на своих «Кобрах» к нам на аэродром. Они ночью
гуляли вместе и утром улетали. Командир полка, раз вызвал этого адъютанта, и
говорит:
— Слушай, ну нельзя же так, — говорит, — выпили, а тут сразу же нужно
улетать на задание. Прилетят в следующий раз, поставлю часового, что б не
выпускал.
Ну, значит, утром вышли эти молодцы, глядят — стоит часовой.
— Вот приказ командира полка — никуда Вас не выпускать.
— Я тебе не выпущу — и вынимает пистолет, — да мы тебя сейчас…
Конечно, он выпустил их, улетели. Но был скандал страшный. Связались с
командиром истребительного полка. И больше они, вот так с ночной выпивкой,
не прилетали. А так просто проведать, конечно, летали.
А еще мы стояли на одном аэродроме с дивизией Василия Сталина. Вот те гуляли
отчаянно. У них как: конец полетов и они столовую закрывают, садятся там
четыре командира эскадрильи и Вася Сталин и до утра «гудят».
— Ваше отношение к Василию
Сталину?
Отношение двоякое. Во-первых, он был,
конечно, «самодур». Например, осенью 1944 года, он приказал, чтобы нашему
полку не давать ни спецодежды, ни теплой одежды, ничего. Пока, своих не
оденет. И ничего не давали. Или такое бывало: иногда приходилось
задерживаться на аэродроме допоздна, придешь, а столовая закрыта. Стучим,
выйдет кто-нибудь: сам Вася, либо кто-нибудь из его «бойцов»:
— Все, идите прочь!
Понимаешь, не пустят и все. Вот гады. А сами водку «квасят».
Прилетал маршал Новиков к Васе. Прилетит на собственном самолете, они
погуляют, куда-нибудь слетают…
А вот ребята, которые служили у него, отзывались очень прилично о нем:
— Вася? Отец родной!
— А Ваше отношение к
Советской власти, к Иосифу Виссарионовичу?
А вы знаете, мы настолько были далеки от
всей политики.
И нам как-то Иосиф Виссарионович… Да мы не знали ничего такого. Знали
только, когда нас строили, и зачитывали приказ. Сталин для нас был на
заоблачной высоте…
— А вот знаменитый
приказ 227?
Вот это был страшный приказ, конечно.
— Чем? Поясните,
пожалуйста.
Потому что не известно, насколько это
правда и почему суровые такие вещи. И резко усилилась жесткость. Штрафные
подразделения появились, раньше их не было.
— Я даже не знаю, кто этот
слух пустил: говорят, что штафников сажали стрелками? Было такое?
У нас летали только специально обученные,
никого посторонних не было.
Я расскажу вам, чтобы Вы остановку почувствовали, про случай с майором
Курицыным, командиром нашей эскадрильи. Мы тогда стояли в Пологах на
Украине.
То ли неправильно им дали линию фронта, то ли еще что… Он повел шестерку,
шел первым и ударил по своим. И в этот момент как раз пришло сразу
сообщение, и следующим за ним командир звена Вася Пискунов, (он потом стал
командиром эскадрильи), развернул остальных и увел на другую цель. А
Курицына отстранили и решили отдать под трибунал.
Я уже говорил, что он летал на самолете, который я обслуживал. И, наверное,
дней десять он приходил к самолету, и мы беседовали. Он сетовал на ситуацию,
в которую попал. Наконец разобрались, что не он виноват, а ему дали
неправильные координаты. И ему, до окончательного утверждения решения
разрешили летать рядовым летчиком. А рядовым летчиком, и это значит, что он
летит в строю, и еще — у него нет своего стрелка.
И он пришел ко мне и говорит:
— Слушай, — говорит, — вот такое дело. Мне, — говорит, — разрешили сегодня
лететь на бомбежку штаба танкового корпуса, но у меня нет стрелка. Полетишь
со мной?
Я говорю:
— Товарищ майор, во-первых, мне не разрешат, во-вторых, стрелки есть — лежат
в землянке, ничего не делают, никто из них на задание не летит. Давайте я
позову какого-нибудь стрелка.
Он говорит:
— Ну, давай, пригласи какого-нибудь, кто захочет полететь со мной.
Я пошел, позвал одного из стрелков, они полетели. И оба уже не вернулись.
(ЦАМО: пилот майор Курицын Сергей Александрович (1904
г.р., род. в Ярославской обл), стрелок сержант Бакин Георгий Тихонович (1916
г.р., г.Таганрог) погибли в воздушном бою 28.9.43)
— Скажите, у Вас желания
полететь в качестве стрелка не возникало?
Мы уставали и от своей работой. Погибали,
и не только в бою. Были у нас в полку два брата Артемьевых из Мордовии. Один
работал в штабе, по всяким спецделам, а второй был механиком. Погибли оба.
Артемьев-механик погиб нелепо. Это было, наверно в марте 1945 года. Мы
переезжали с одного аэродрома на другой, расстояния небольшие и
перебрасывали технический состав на «Студебеккерах». Он подошел, чтобы
положить вещи на машину, а шофер начал сдавать машину назад, сбил его. Пока
везли в госпиталь, он умер.
Тот, который служил в штабе, попросился в стрелки:
— Хватит, — говорит, — мне с вами сидеть. Я перейду в стрелки.
И договорился со штурманом полка Черновым, чтобы тот взял его стрелком.
Они оба погибли уже в мае 1945 года, когда мы в Прибалтике были. На Чернова
уже оформляли документы на вторую золотую звезду
— А скажите, пожалуйста,
вообще потери были на Вашей памяти серьезные?
У летного состава и стрелков были
порядочные.
— А можете
кого-нибудь вспомнить?
Был такой летчик Бороненко, погиб довольно
глупо. Он на задании не сбросил бомбы. Бомбосбрасыватель отказал или еще
что, а только когда подлетал к аэродрому, он увидел, что сигнализация
показывает, что люки закрыты. Он летел последним, на небольшой высоте и
решил сбросить ручным сбрасывателем.
— А он это по рации
объявил? Откуда Вы знаете?
Так видно же было. Он на наших глазах
сбросил. Бомбы упали, и четыре сотки взорвались под ним. Его взрывной волной
и осколками накрыло. И он погиб.
Был Ермаков, славный такой парень, летал отчаянно… Он никогда не одевал
ремни на ноги, на педалях. Два или три раза садился на брюхо.
Сбили, и он погиб тоже. (Экипаж в составе: пилот
лейтенант Ермаков Виктор Николаевич (1922 г.р., Нижегородская обл.), стрелок
сержант Никитин Николай Михайлович (1922 г.р., Читинская обл) не вернулся из
боевого вылета 7.2.1944)
Вообще гибло много народу.
— А кого больше гибло,
стрелков или летчиков?
Пожалуй, одинаково.
— Ну, могли же и
выпрыгнуть?
Могли, но не выпрыгивали. Был случай,
когда выпрыгнул, а немцы его расстреляли в воздухе.
— А это кто, вы не
помните?
Я не помню фамилию… Это было осенью
1943 года.
— Вы работали голыми
руками, или перчатки какие-то были, особенно зимой?
Зимой у нас меховые рукавицы были. Но
гайку рукавицей не возьмешь. Помню такой случай: у нас здоровый парень был
— Пронин. У него руки были две моих руки — одна его. Я пришел к нему и
говорю:
— Дай мне ключа такого?
А он в этот момент "наживлял" гайку, и она упала в развал… Эх и рассердился
он на меня, и с ключом на меня… Я скрылся под плоскостью. Он говорит:
— А ну, — говорит, — полезай под мотор за гайкой, и наживляй по-новой.
— А инструмент, наверное,
собирали для себя?
Ну конечно собирали, но где его взять? То
с одного самолета, с другого. Инструмент - это чуть ли не главная проблема
была.
— Скажите, пожалуйста,
самолеты сильно битые возвращались? И от кого больше потери были?
Потери в основном от истребителей были.
Они заходят в хвост и стрелка убивают, а потом уже расстреливают его
самолет.
Был такой случай. У нас был Румянцев, стрелок, здесь живет в Ленинграде… У
него, отказал пулемет, а за ним идет истребитель. Сзади, «Мессер» идет. И он
ракетницу вытащил, и из ракетницы… И тот отвалился и ушел.
— А Вы сколько самолетов
за войну сменили?
Я сменил три самолета.
— Один сбитый, когда сбили
командира эскадрильи. А остальные?
Второй так до конца работал, сто пятьдесят
боевых вылетов сделал. Списали его… И еще один сбили, но летчик остался
целый.
— А до списания много
самолетов доживало?
Мало, когда первая формировка была, когда
мы стояли в УТАПе, двадцать пять или двадцать шесть самолетов было у нас в
полку. А до Чугуева от них осталось два.
— Это командира пока,
наверное, и штурмана полка, да?
Да, это самолеты командира полка и
штурмана.
— А скажите, они вообще
летали на боевые действия?
Командир редко летал на боевые. А штурман
летал все время. Он водил то шестерку, то весь полк брал на себя. Штурман у
нас был такой отчаянный и вообще удивительно летал.
Они все по-разному летали, вот у нас было три командира эскадрильи, первой
эскадрильи — Хиталишвили, второй — Пискунов и третьей — Колесников.
Хиталишвили когда летал, держал свою шестерку на средней высоте, отбомбится,
построил и все.
Пискунов Вася отбомбится, и идет на бреющем к себе на аэродром.
А Колесников был очень грамотный летчик, отбомбится, набирает высоту и ждет
на высоте, когда к нему пристроятся все остальные самолеты. И только тогда
идет к себе на аэродром.
Сразу видно, чья шестерка приходит с боевого задания. И смотришь, все ли
придут…
— Немцы пишут, что «Ил-2»
было довольно сложно сбить, но у него было слабое место, это радиатор,
масляный внизу висел.
Да.
— А Вы хоть раз
видели, пробитый масляный радиатор?
Нет, масляный радиатор пробитый я ни разу
не видел. Ведь когда самолет садится на брюхо, тогда он срывался.
В основном, немцы, пытались зайти в хвост и убить стрелка и тогда уж
добивать. А перед у «Ила» очень защищен, и две пушки ВЯ и два пулемета ШКАС
скорострельных и еще он «РС» пускает. Хотя все это предназначалось по
наземным целям, но напугать истребителя можно, а уж если попадет под
очередь, то мало не будет… Еще восемь «РС», восьмидесяти двух миллиметровые
по четыре «РС-82» на плоскость, они килограмма по два, наверное.
— А бомб сколько
вешали?
Бомбы, четыре сотки. Другие типы брали,
когда летали по танкам. Тогда брали полутора килограммовые ПТАБы. Прямо
навалом через верхний лючок.
— А тридцать семь
миллиметров пушки?
На «Ил-10» ставили тридцать семь
миллиметров. На «Ил-2» у нас «ВЯ» двадцать три миллиметра стояли.
— А «Ил-10» Вы
обслуживали?
Да, после войны уже. Как раз кончилась
война, и значит, у нас полк полетел на формировку в Куйбышев и готовился к
параду Победы. И дали нам уже «Ил-10».
— А какое отношение
летчиков было к «Ил-2» и «Ил-10»? Кого они больше хвалили?
Ой, не знаю, кого хвалили мы. Но на
«Ил-10» наши не воевали. Они пришли, когда война кончилась.
— А Вам как механику,
какой самолет для обслуживания был легче? «Ил-2» или «Ил-10»?
«Ил-10»… Конечно же, лучше. «Ил-2» очень
тяжелый. Тяжелая машина, «Ил-10» полегче, и его значит легче обслуживать.
— А, к примеру, заправить
кого быстрее?
По времени одинаково.
— Как вот выглядел процесс
заправки?
Приезжал бензозаправщик и… Мы все время на
аэродромах, где обслуживали батальоны, и были бензозаправки, и
бензозаправщики. На каждом аэродроме, мы куда прилетали, свой батальон.
— А Вы обычно как на новое
место перебазировались?
А когда как. Далеко если, тогда на
самолете. А если недалеко, тогда на машине.
— Скажите, Как для вас
война кончилась?
Нас в тыл отвели, под Шауляй, прислали нам
Ил-10 для ознакомления, летный состав убыл под Москву для переучивания на
новую матчасть, а мы знакомились с ней прямо на аэродроме. И вот 9 мая вдруг
стрельба со всех сторон! Мы, грешным делом, решили что немцы прорвались и
бросились на аэродром. Тут – то нас и порадовали. Стрельба со всех сторон!
Мы в самолеты влезли, и давай со всех стволов лупить! Тут еще автолавка
приехала, и стрелки с соседнего, 947 шап поднапились. Успокаивать приехал
начпо Смотриков. Полк построили, и вот идут два полковника вдоль строя, и
«вынюхивают» пьяных: от кого пахнет – на «губу». Разобрались с 947, уже
уезжать собрались, а тут я с аэродрома иду.
— Иди сюда!
Подошел, представился.
— Дыхни! Да он пьяный! На «губу»! Двое суток!
А выпил-то я две кружки пива всего… Вот так я 9 мая 1945 года на губе и
провел!