Ушедшие в небо
Места дислокации 16 сбап и 13 бап
карта из журнала "Армия" 6.2005 |
Из всех полков 11-ой смешанной авиационной
дивизии, только один 16-ый бомбардировочный полк не был сформирован за
несколько месяцев до начала войны, а имел боевой опыт, который прибрел в
ходе войны с Финляндией. Судьбе было суждено распорядиться так, что
единственный в дивизии боевой полк, прошедший советско-финскую войну,
потерял все самолеты в первый же день следующей войны – советско-германской.
В начале мая 1941, в связи с
реконструкцией аэродрома и строительством бетонной полосы в Желудке
(Щучинский район) полк покинул базовый аэродром и перелетел на полевой возле
деревни Черлена (Мостовский район). Полк первым из всех ВВС РККА получил
новейшие самолеты Пе-2 37 шт. Это те самые самолеты, которые прославили
фильм «Хроники пикирующего бомбардировщика». Но на вооружении оставалось и
24 старых, но надежных СБ.
Буквально накануне войны командующий Западного округа Д.Г.Павлов приказал
отправить 5 самых ветхих самолетов в ремонт. По иронии судьбы, именно они
остались неуничтоженной материальной частью полка.
16 СБАП до 10 часов утра оставался в
неведении о начавшихся боевых действиях. Население местечка Лунно, что
находилось в 2 км от аэродрома, услышали и увидели бомбардировки соседнего с
полком аэродрома Борисовщизны еще в 4 часа утра. Два соседних аэродрома
разделяли какие-то 12 км. Аэродром Черлена отделен от местечка Лунно рекой
Неман и лесным массивом на возвышенности, который, с одной стороны,
приглушил звуки взрывов, а с другой – скрыл черный дым, поднимающийся от
разбомбленных стоянок соседнего аэродрома. А так как аэродромы принадлежали
различным дивизиям, а, следовательно, и армиям, то непосредственной связи
между ними не было.
капитан А.Протасов
фото из
журнала "Армия" 6.2005 |
Поздним утром на стоянки собравшимся
экипажам привезли завтрак. Именно в это время над аэродромом появилась
армада из, примерно, пятидесяти немецких тяжелых истребителей Ме-110.
Долгое время считалось, что экипаж Протасова один попытался взлететь с
терзаемого взрывами аэродрома. Но в ходе полевых исследований удалось
установить, что были еще 2 самолета, которые двинулись со своих стоянок и
поднялись в воздух.
Одним из этих самолетов, которым пилотировал старший лейтенант Виктор
Иванович Сиволобов или Богданов (фамилия достоверно не установлена), вторым
самолетом управлял командир звена старший лейтенант Фомцов.
Первый и последний раз информация о том,
что в бою приняли участие три самолета, появилась в газете «Боевое знамя» 3
июля 1941 г. Но в историю вошел только летчик Протасов, два других экипажа
со временем забылись и сейчас не встречаются в печати.
Во время атаки истребителей противника,
когда летное поле и стоянки частично заволокло пылью и дымом, с западной
стороны аэродрома поднялось звено советских бомбардировщиков, среди которых
как минимум один был Пе-2. По всей видимости, вначале поднялась пара, а за
ними с некоторым интервалом третий самолет.
Памятник на месте тарана А.Протасова
Слева-направо: авиационный техник 213-го ПАРМ Редько В.Н.,
ст. прапорщик 10 ОРАП Мирчук В.Н., автор статьи Киенко Д.Г.
На набирающие высоту советские самолеты
бросились 4 немецких истребителя. В ходе маневрирования пара разомкнулась,
причем экипаж Протасова в составе стрелка-радиста старшего лейтенанта
Бесарабова и штурмана лейтенанта А.К. Ярулина, ведя огонь из бортового
оружия, продолжал уводить самолет на северо-восток. Вот как этот бой
описывают очевидцы: «Один наш самолет поднялся – немцы за ним погнались, он
резко опустился к самой земле, а потом перед железной дорогой круто взмыл
вверх. Его атаковали в 1000-1800 метрах от аэродрома».
В столь невообразимо отчаянной ситуации, когда вокруг носились полсотни
вражеских самолетов, не было никаких шансов остаться в живых. Но капитан
Протасов решил продать жизнь как можно дороже – командир направил машину на
вражеский истребитель. Подобного факта еще не знала история МИРОВОЙ АВИАЦИИ!
Истребители таранили врага уже в Первую Мировую войну - знаменитый прием
Нестерова. В предрассветном небе начавшейся войны советские истребители этим
приемом уничтожали врага над Брестом. Но это были самостоятельные решения
летчиков, которые в одиночку управляли своим самолетом. А что бы такое
осуществил неповоротливый бомбардировщик, да еще против истребителя - это
было впервые!
Вторая машина при взлете резко накренилась вправо и попыталась уйти в
восточном направлении. Преследуемый вражескими истребителями, самолет
скрылся за принеманским лесом. Этот Пе-2 был сбит над поймой реки Неман.
Третий также далеко не ушел.
К великому сожалению, сей факт должным
образом отмечен не был - не до того было в неразберихе первых дней войны.
Более того, ни один из 9 участников того боя не был удостоен никакой
награды, а ведь они пошли на неминуемую гибель! Частично этот исторический
пробел был компенсирован установкой в 2006 году памятного камня недалеко от
аэродрома. Но и на нем были указаны фамилии только экипажа Протасова.
Благодаря проведенным 5 февраля 2008 полевым исследованиям Д.Киенко
(поисковая группа «Рубон») и представителями первичного отделения ОО
"Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры» под
руководством А.Коломийцева было обнаружено и подтверждено последнее из
остававшихся неизвестным место падения сбитого самолета.
Теперь известны все три.
Имеются данные и о предполагаемых местах захоронения героев. Пока на них нет
даже надгробий, да и могильные холмики уже почти сравнялись с землей. В
одном из этих мест и покоится экипаж капитана Протасова. Можно попытаться
выяснить, кто из членов экипажей в каком именно месте погребен и назвать
всех поименно. Люди, совершившие таран и отдавшие жизнь за нашу землю,
достойны и человеческой памяти и соответствующей награды. Хотя бы посмертно…
После публикации материала о результатах
исследований в районной газете «Заря над Нёманом» Мостовский райвоенкомат в
лице Подгорного Сергея Федоровича немедленно оказал помощь в формировании
запроса в Центральный Архив министерства обороны РФ, для установления
фамилий неизвестных героев.
Можно с уверенностью говорить, что на
Гродненщине появляется прекрасная тенденция в сотрудничестве военкоматов и
историков в деле восстановления имен и событий, связанных с трагическими
событиями начавшейся войны. Так, в соседнем, Щучинском районе удалось
установить место гибели летчика-истребителя 127 полка А.В.Грибакина. К
сожалению, он так и остался лежать в поле и в настоящее время это место
никак не обозначено. Летом текущего года там будут проведены работы 52-м
специальным поисковым батальоном.
Дмитрий Киенко
Магистр исторических наук.
Заря над Нёманом 8.9.2008