Людмила Леонидовна Попова

   Главная >> История >> Великая Отечественная >> Л.Л.Попова >> Глава 6


Глава 6. Будни, реалии, факты

- Аэродромы у нас были маленькие, упаси бог, промазал – в конце будет «капот»… Площадка там – картошка, горох… Укатывали прямо поле.

В.Д. - А чем укатывали-то, кстати?

- Каток вот такой, как асфальт укладывают… Нет, не вручную, ходил каток. Мы уже прилетали, когда можно уже было садиться. Сначала они выравнивали, а потом по этой картошке – раз, два, три, пять… Потом смотрели, какая осадка. Потому что – даже мы по одному будем взлетать, если полоса ограничена – тыща килограмм бомб, да вес самолета, почти две тонны… Так пока он наберет скорость, а иначе он присядет.
Вот первая летчица, которая у меня была (она потом ушла) она говорила «Идем, будем взлетать».

В.Д. - А вот эти части, БАО, которые аэродромы готовили – они при вашей части были?

- Нет. Это были отдельные… я даже не знаю, как они были. То ли они были при воздушных армиях… нас обслуживали разные батальоны. Он разворачивает столовую, бомбы завозит, стартеры… метеослужба у них. Это все их. Они снабжали.
Я вот всегда злилась – вечно у нас на стоянке лежали химические бомбы, их перекатываешь, они булькают. На черта, думаю, их привезли… Как-то фугас уже был породнее, его можно и пнуть ногой, ничего с ним не будет. А тут – не дай бог! Проржавеет, протечет – удовольствие небольшое, честное слово.

В.Д. - А вы в основном сотки брали и 250 ФАБ?

- В основном мы брали сотки. А если шли на какие-то… несколько раз только вешали по 250. Потому что у нас тогда 500 получается под крыльями, и люк уже не откроется, так? И можно только в люки, которые под моторами, по сотке – и загрузка меньше получается. Это в основном брали на пикирование, кто мосты там… вот у нас ребята часто летали, вот они по 250 брали. А у нас сотки, осколочные бомбы, большие ящики такие, там много-много мелких бомб. Там с одной стороны 400 килограмм и с другой. Кассеты. Это в люки. А туда сверху еще две сотки вешали. Это идешь по живой силе когда, и, знаете, по танковой колонне, потому что туда клали ПТАБы. Они тоже небольшие.

В.Д. - А какова реальная эффективность действия ПТАБа по танку? Не по колонне на развертывании, а именно много ли танков горит?

- Вот представляете: идет колонна, там танки. Ведь, во-первых, когда вы открыли люки, там рассеянность большая… точного попадания там добиться… это же невозможно. И, видимо, за счет этого… там трак перебили, там попали, загорелся, а остальные - упали и здорово живем. А осколочные уже по пехоте. Вот откроешь когда, посмотришь назад, там следующая девятка, оттуда сыпется как горох эта лавина… и зажигательные тоже там. Она маленькая-то вонючая, а так мало не покажется.

В.Д. - А с каких высот бомбили? С горизонта или на пикирование? В частности, по танкам.

- По танкам ПТАБы только с горизонта. А высоты разные – от 800 метров и выше. В зависимости от обороны, в зависимости… Потому что разведка уже говорит там, какая оборона там…

В.Д. - Кто перегонял самолеты на фронт?

- Ну, в учебке «пешки» были сразу, когда мы приехали…
Были специальные перегонщики. Если дивизия (дивизия, а не полк) понесла большие потери в матчасти, то перегоняют перегонщики, а если вот разбили мой самолет, то берем парашюты и – жмем в Казань. Аки посуху. Главное – чтобы парашют не украли! (смеется).
Иногда нам пригоняли машины. Если одна-две машины – то сами летали, а если – у нас две, в соседнем полку – две, еще там… Глядишь, из Казани перегонщики гонят – когда «девятку», когда «пятерку»… Сдали, потом они обратно ехали, а мы разбирали машины.
У нас Батя был очень мудрый человек, если мы иногда летали, у нас были ремонтные мастерские… Вот когда мы летали на Ленинградском фронте, ремонтные мастерские были в Петергофе. И если нужно было туда отогнать самолет, он выбирал людей, которые из Ленинграда. Дать возможность – побывать. Он составлял экипаж – летчик, штурман – ленинградцы. Если через Москву кто-то летит – москвичи. Где-то в 44-м году я вот на 7-е ноября попала в Москву. А потом в Казань, тут рядом. Но в общем – один-два самолета, больше не бывало, которые нужно было получить. Ну это в общем по-человечески было приятно, его такое отношение к нам. И мы его очень любили, конечно.
Вот так Галя Васильева, вот она побывала в Ленинграде (а мы там жили в 38-м году, в Ленинграде): «Ой, Людка, как Ленинград-то…» Я ей говорила: «Зайди на угол Восстания…» Она говорит: «Там никого нет в доме»… Я уже после войны туда попала, и действительно – нашла только одного татарина (ну там дворники татары были). Он так плакал, когда меня узнал. «И ты, говорит, воевала?» «И я…» Он говорит: «Никого. Пойди, говорит, посмотри квартиры…» (мы там в коммуналке жили). «Пойди, говорит, она пустая, ваша комната»… Я говорю: «Ничего мне не нужно из комнат – людей нет, какие комнаты могут быть!»

В.Д. - А гонялы были из состава дивизии?

- Нет, они, эти гонялы, были оттуда… Однажды у нас была страшная катастрофа, уже после войны. В войну они гоняли с парашютами, а после войны они стали гонять без парашютов – легче ехать домой. Они шли – на исходе горючее, аэродром закрыт, и они стали падать. 7 самолетов, 21 человек. Вот так.

В.Д. - Звания получали за вылеты, за награды, или, чтобы получить определенное звание, надо было получить определенную должность?

- У нас звания так все и остались. Я вот как была штурманом звена, так и… мне потом уже дали лейтенанта. Так что за должность. А у нас – некуда расти, у нас командовал ведь Марков – был майор, стал подполковник, командир полка.
Стрелки-радисты были сержанты, старшие сержанты. Пилот и штурман – обязательно офицер. Младший лейтенант, лейтенант. А старший лейтенант был уже командир звена. Капитан – командир эскадрильи. И старший лейтенант, и капитан.
А поскольку полк ведь не пополнялся, то спрашивается, откуда…

В.Д. - Были ли особые распоряжения стараться не попасть в гражданские объекты или архитектурные памятники?

- Простите пожалуйста – если я лечу на тот же Кенигсберг, поскольку у нас идет колонна, у нас есть цель. Что в этой цели – никто не знает. Никто никогда не спрашивал.

В.Д. - И никого всерьез не волнует…

- Поэтому вот мы вышли на боевой курс (боевой курс по земле), когда мы встали на боевой курс… а на земле тоже там не лопухи сидят, они понимают, что мы сейчас бомбить будем, и бомбить ПЛОЩАДНУЮ. Если пробовали там с пикирования бомбить – это в основном мост, переправа, с пикирования бомбить даже корабль неэффективно. Потому что пикирует от силы звено, а так по одному. И не пробует он эту оборону, ведь не даром же были топ-мачтовики. Это одно время нам сулили – сразу бы полк кончился бы. Уходило девять, приходил один. Вы понимаете – «пешку» послать на топ-мачтовое бомбометание…

В.Д. - На Черном ходили, на Балтийском ходили…

- Так у нас рядом стояла морская авиация, не даром же у нас потом всю дивизию забрали в морскую авиацию… потому что там потери были – уходило девять, приходило два. Теорию нам даже преподали всю топ-мачтового бомбометания – вы заходите, потом идете на бреющем, и потом две эти пятисотки можно сбросить – они срикошетят и пойдут в борт, а ты выходишь голым пузом над всей этой громадой. Тебя ж вот так вот…
А насчет – какие-то ценности – об этом даже разговора не было. Может быть, это у танкистов было, когда они входили… Это было невозможно.

- Считается, у истребителя самая весомая цель – сбить бомбёра до цели.

В.Д. - Не обязательно сбить, сколько помешать ему сбросить бомбы…

- Желательно сбить. И бомбёра сбить, когда наши идут – нетрудно. Если у тебя на хвосте «фоккер»… А мы ходили, я хочу сказать… Ну, вот тут читаешь – «идет эскадра англичан, 200-300 самолетов, прикрытие – почти такое же, 150-200». Идет эскадра наша – 60 самолетов. Прикрытие – 10! От силы. Их связать боем ничего не стоит. А потом можно расстреливать. Вот так расстреливали наших… соседний полк, где у меня муж летал (он оттуда вырвался), под Ригой – пришел полк (это 44-й год, 25 сентября, это траурный день у нас во всей дивизии был!). Мы прилетели только с задания, мы чуть-чуть не успели. А они выруливали уже взлетать, повел командир полка (он там и погиб). Три девятки прикрывает шесть или восемь истребителей. Они приходят – над целью 60 «фоккеров»! Из полка, из 27-ми – пришло пять самолетов! Простите – сколько они побед себе наклепали?
У нас истребитель дрался с истребителем. С их стороны почти не было массированных налетов, почти не было, негде было нашим развернуться. А они могли бить – «пешки», «Илы», «ДБ-3ф», в общем, они все могли бить.

В.Д. - У нас ведь считается, что больше всех наших асов сбил Кожедуб…

- Ну это не правда. Во-первых, Речкалов сбил больше, чем Кожедуб. Во-вторых, Саша Федоров – летал, между прочим, так же, как и Маресьев, и больше сбил… Но у немцев за сто много было. Потому что они били наших уже… Я вам говорю – ну вот этот бой, над Ригой. Вот один бой. Потом говорили – «Вот, немцы наврали». Причем Баграмян был в курсе дела, что ничего из этого налета не выйдет, и тем не менее послал. Из 200 самолетов было сбито наших 96! Как вы думаете? И можно поверить, если один полк из 27 самолетов потерял 22! Во главе с командиром полка. Погибли, вот они там под Ригой и похоронены. Кстати, их могилы не тронули. Я знаю, потому что дочка командира полка она периодически туда ездит… Там командир, его штурман похоронен и еще кто-то…
Потом я хочу сказать, что ведь приходили летчики – ну что у него там, 30 часов налета… Полет по кругу, полет на полигон, там отстрелять по щитам – вот и все. Кому повезло, кто набрался опыта – тот остался. Кому не повезло – в первом-втором вылете погибает.
А вы знаете – истребители очень боялись зенитки. Черте где она бьет… Вот ударила зенитка – они тут же вышли из огня. Потому что они хотят драться – а на черта им это-то…
Нет, понимаете, дело в том, что они привыкли видеть своего врага. И они строят какую-то модель боя. А это – черт его знает, куда она бьет, она вот тут сейчас разорвалась, вот там… Я строю свой маневр тоже, я вижу, когда пристрелено бьет, и когда по квадратам – я строю маневр, но у меня есть боевой курс. Я ничего не могу сделать. Минута – ну, у нас 45 секунд, это самое короткое – это высота, скорость и курс. И это когда нас бьют. А я не имею права отвернуть, иначе я не привезу планшет – где мои бомбы. Потому что первое, что снимают (с самолета) – это АФА, проявляют и снимают.

В.Д. - А вот в полетной книжке вашего мужа записано много учебных вылетов, а боевых относительно немного. Это для поддержания формы? Вас тоже так гоняли?

- Нет. Не понятно, почему он как учебные записал… Потому что на это ни бензина не давали, ничего. Дело в том, что когда мы приходили с задания, и какие-то повреждения были, может, в моторе чего, то техники работают. А потом, когда они сделают, мы должны машины облетать. Иногда даже пробоины нет, а масло потекло – все равно надо облетать. А Женька (штурман мужа) был такой буквоед, он вот все так тщательно записывал…
Техники работают. Вот мы прилетели, мотор подбит был. Наутро, в шесть утра Валя звонит нам (наш техник-механик главный): «Девочки, самолет готов, надо бы его облетать, чтобы сегодня вы пошли в бой». Ну, мы выруливаем, идем по кругу, в зону выходим… Там небольшие полеты, минут по 15-20. И садимся, и если все в порядке, то летим в бой. А иногда садишься – «проверьте мотор, что-то стучит». Они проверяют, и снова надо облетать – пока все в порядке не будет. Вот как это.
Техник всегда после вылета подходит – «Как работали моторы?» Потому что мы всегда на разных режимах идем. Я всегда летчика предупреждаю: «через пять минут линия фронта!». Она дает им полный режим, облегчает моторы, полная нагрузка…

В.Д. - На метеоразведку летал каждый полк для себя или в интересах дивизии?

- Для дивизии. Один экипаж летал. Но специального метеоэкипажа не было. Посмотреть погоду – раз, и постараться посмотреть, если будет обстреливать – откуда стреляют. Это вот разведка в районе цели. Это не каждый раз бывало, но бывало. Иногда нам сразу давали цель, а иногда вот мы летели, и нам говорили: «вот в это время у вас НБП, вот вы разворачиваетесь, и у вас будет репер, треугольник – вот этот треугольник бомбить».

В.Д. - При каких условиях вылет откладывали?

- Туман. У нас в тумане не предусмотрено было летать. Дождь проливной. Ну снег. Очень низкая облачность – если слоистые идут на высоте 200-300 метров, то с такой высоты бомбить нельзя группой – задние подорвутся на бомбах передних. А в мороз – это уж дело техников… Вот когда мы на Либаву первый раз ходили, то бомбили с высоты 4500, и там было –20 градусов. А на земле было ноль. Мы не обледенели, но у меня, например, портянки промерзли (сапоги все мокрые были). Но зато когда мы отбомбились, мы быстренько-быстренько снизились...
Потом бывает, вылет откладывается без объяснений – из штаба приказ приходит. А иногда в воздухе уже говорят: «работайте по первой или по второй запасной цели»…
А сложные метеоусловия могли быть у каждого. Но в сложных метеоусловиях «пешка» не ходит. У нее нет этого оборудования. Единственно, что у нас было – это РПК, радиополукомпас у летчика, это если меня убьют, то она переключится, и приведет самолет по РПК, наземная станция ее приведет. А никаких других приспособлений на «пешке» не было.
И ночных полетов у нас не было – мы ночью не летали. Нам такой задачи не ставили. Это вот на Ту-2 муж после войны летал, они летали и ночью, там было уже другое оборудование… А в войну и этих-то самолетов не хватало.

Вот – сбили самолет, вот туда прилетели на У-2, собираем в парашютные чехлы, что осталось… вот прилетели, привезли, похоронили. Раненых отвезли… Вот и все.

- Вот так бывает. Вот мы летим на задание. Вот линия фронта, она видна всегда – от огня, в особенности, когда начинается наступление, то видно, как бьют «катюши», как бьет артиллерия. Вот у нас где-то здесь цель, недалеко от линии фронта. Вот мы перелетаем, вышли на боевой курс – ударили по цели. Видимо, эта цель была важна для наземных войск, потому что сплошь и рядом мы не знаем – то лесок… там не видно. Вот мы ударили. И мы отходим от цели. И очень часто сразу в наушниках – от стрелка-радиста: «Земля передает – спасибо за удар. Танки пошли». Мы уходим, и уже видим, как идут танки. Идут танки. За нами следом идут ИЛы и утюжат. А за танками уже видно, как идет пехота. А мы со снижением идем, все хорошо видно. Передают: «Цель взята». Значит, она мешала продвижению… Я не знаю, что там – важно то: «Наземное командование благодарит за удар». Это вот фронтовая авиация.

Назад Вверх Следующая

Беседы, распознавание, обработка, сканирование © Всеслав Дьяконов, 2000-2002

Реклама