А.Я. - Расскажите, как учеба
проходила в Энгельской школе и КОВАУ.
М.Р. - В Энгельскую школу пилотов
я попал в июне 40-го, сначала был курс молодого бойца (3 месяца), а всего
учился один год, окончил с присвоением звания сержант. В сентябре 41-го
был зачислен слушателем (не курсантом) Краснодарского объединенного
военного авиационного училища. В училище тогда самолетов совсем не было.
Однажды помню только - пригнали один СБ с фронта с пробоинами. Училище
было объединенное, потому что учили в нём пилотов, штурманов и
стрелков-радистов для экипажей командиров авиационного звена. Нашу группу,
человек 100, готовили на командиров звеньев.
Осенью один раз ночью училище немцы бомбили, одна бомба попала в столовую,
но поскольку ночь - никого не убило.
После бомбежки жили в землянках. Когда холода начались, в землянках трудно
стало жить, и нас переселяли по станицам, все эскадрильи, нашу эскадрилью
– в станицу Новомышанскую, 40 км. на запад от Краснодара. Здесь мы
помогали, урожай убирать с полей. Там мы узнали весть о разгроме немцев
под Москвой, прыгали, радовались (улыбается). Вот еще, какой эпизод был
зимой - в декабре одну эскадрилью вооружили автоматами, гранатами,
погрузили на Дугласы и выбросили под Феодосию десантом. Всю зиму мы там
проучились, а весной в начале мая пешим ходом – опять в Краснодар. Когда
немцы начали наступление под Ростовом, нас срочно погрузили все училище в
эшелоны – и в Закавказье. Станция Евлах, от неё на юг 70 км, г. Агдам,
Карабах. Шли две ночи пешком. В караул ходили, охраняли бомбосклады,
теорию изучали, жили в землянках.
А.Я. – А
летать не летали?
М.Р. – Не-е-ет. Только один раз удалось
на УТ-2 по маршруту полетать, это уже осенью. Летом наша учебная
эскадрилья жила в Муганской степи, пос. Агжебеды (45 км от Агдама). Здесь
давали подписку под приказом «Ни шагу назад». К осени нас перевели на
аэродром Каракарчай, где был большой склад авиабомб (12 км от Агдама).
Жили в большой землянке. Занимались в основном «теркой» и через день – на
ремень, через два – на кухню. В караулах – два часа дежуришь, два часа
отдыхаешь. Наверно, нас там держали как устрашение против Турции, чтобы
она войну не начинала против нас. Зима в НКО бывает теплая. Но в этот год
она была холодная. Даже 12 дней лежал снег. Там нас порадовал разгром
немцев под Сталинградом. Как раз в карауле мы стояли, у нас рация была. В
феврале 1943 года перевезли нас в другой поселочек, разместили в
глинобитных домиках. Сначала изучали по чертежам самолеты Пе-2. А к весне
у нас появились 4 самолета – Ил-2 (с теплыми нотками в голосе).
Одноместные, да….
А.Я. – С фронта или с завода?
М.Р. – С завода. Из Куйбышева,
новенькие. Очень нам они понравились – формы такие. Гладили их – вот
полетать бы! Но полетать там нам не пришлось. Немцев разбили на Кавказе,
выгнали их из Северного Кавказа, и нас и июне месяце переводят в Грозный.
Опять все училище – на эшелон. Штаб разместился в городе Грозном, а нас по
станицам. Мы попали в станицу Нестеровскую. Иногда была слышна
артиллерийская стрельба в горах. Говорили, что это там выселяли чеченцев.
Так вот, изучали мы там самолет Ил-2, в караул ходили. Отобрали нас группу
– 11 человек, и я попал. Начали летать. Курс обучения – взлет, посадка, по
коробочке. После этого – боевое применение, полеты на полигон, стрельба по
наземным целям, по воздушным целям (другой самолет конус возил),
бомбометание, по маршруту летали парами– в Моздок летали. Так вот, полный
курс мы в училище прошли и закончили в сентябре. Нам – погоны лейтенантов,
не младших – лейтенантов, и нашей группе командир эскадрильи устроил
проводы, на квартире стол накрыл. Отправили нас в Грозный, оттуда – в
Астрахань по только что построенной ж/д. Рельсы и шпалы были положены
прямо на грунт. Помню, в Астрахани на берегу Волги увидел гору тараньи
(рыбы воблы) метров 10 или выше, мы все удивлялись, сколько рыбы. Солдат
там с винтовкой стоял (улыбается). В Астрахани посадили на пароход. Плыли
до Куйбышева, но останавливались в городах, в т.ч. в Сталинграде. И в
Сталинграде нам сделали экскурсию, ходили по городу, были в подвале, где
Паулюса в плен взяли. Везде вместо домов груды развалин, щебенки. Прибыли
в Куйбышев, на неделю, потом в Москву, в штаб ВВС. Первый раз увидели
метро. Прибыли в штаб, сели на ступенечках, старший Николай Раковский взял
наши личные дела и пошел в управление кадров – это на Большой Пироговской
– и оттуда приходит с назначением. Поехали на электричке в сторону
Подольска до станции Столбовая. Там нас встретила полуторка, сели, отвезли
нас в село Троицкое. Троицкое – это бывшая психбольница. В Троицком был
штаб нашей дивизии, 224-ой штурмовой. Заночевали мы там, а утром штаб
дивизии распределил нас по полкам, всех 11 человек. В 565 шап нас
встретили хорошо. Ну, это в книге у меня описано.
А.Я. - А что дальше?
М.Р. - Проходили мы курс ввода в
состав полка на слетанность и боевое применение. Самолеты были только что
с завода, с 30-го. Теорию изучали, район изучали. В Подмосковье легко
заблудиться – везде полянки, лес, полянки, лес. Были отдельные случаи,
когда наши летчики «блудили» (А.Я. – точно, я видел в ЦАМО записи и о
деде, который потерял ориентировку и благополучно сел не у своих из-за
полной выработки топлива). Единственно выручали железные дороги, ну и Ока
в ту сторону не пускала, а в эту сторону Подольск и Домодедово, в общем
можно было ориентироваться. В январе нам сыграли тревогу, выдали карты,
склеивали мы их, в планшеты укладывали, путь прокладывали, куда лететь.
Путь на Тулу, на юг. 16 января прибыл к нам генерал из штаба ВВС в белых
перчатках, и белой перчаткой нам старт давал. День был
солнечный-солнечный, морозный-морозный. Взлетали парами, весь полк,
поэскадрильно. Сели в Туле, там начался туман, и этот туман месяц держался
(смеется) и здесь мы застряли, сидели.
Западная Украина, 1944, Грушув. 565 ШАП, 2-я эскадрилья.
Сидят (слева направо) - Блудов Василий (погиб в Карпатах 7 октября 44-го),
Плетень Сергей, Белицкий Иван, Колодин Андрей (умер в Севастополе в 1995
году).
Стоят (слева направо) - Романов Михаил, Сас Александр, Монченко Владимир
(погиб при выполнении боевого задания в марте 1945 года), Годунов Юрий
(умер в Калинине в 1979 году), Воронин Михаил (погиб осенью 45-го в
тренировочном полете при посадке), Демидов Николай (бывший командир 1-й
эскадрильи), неизвестный.
А.Я. – И чем занимались?
М.Р. – На танцы ходили (смеется). Некоторые ребята в
город ходили, в комендатуру попадали, их вызволяли (смеется). В общем,
жизнь шла… Потом погода прояснилась, перелетели в Орел. Орел был разрушен
– домов нет, а трубы торчат. Потом из Орла в Курск перелетели. Жили в
немецких землянках в откосах оврага, и что поразило нас – землянки как
комнаты были сделаны, побеленные стены (А.Я. этот эпизод описан у М.Я. в
его повести). Из Курска двинули … (сверяется со своей фронтовой записной
книжкой) … в Прилуки. В Прилуках сидели до 9 марта. В Прилуках мы
завшивели, тут нам белье меняли. Оттуда перелетели в Жуляны, под Киев.
Здесь в первый раз мы садились на бетонную полосу. И там же мы увидели
американские «крепости». Они летели из Англии, бомбили немцев, и что-то у
них случилось, поэтому они сели в Жулянах. А должны были лететь до
Полтавы, которая была их базой в челночных полетах. Какие мощные корабли!
Везде спаренные пушки. Со всех сторон обстреливать могли. Самолет Ил-2
просто был букашечка по сравнению с ними (смеется).
А.Я. – Киев разрушен сильно был?
М.Р. – Фуникулер работал (улыбается).
А.Я. - А трудно было покинуть самолет, как считаете?
М.Р. - На Русском перевале мне хвост обрубили.
Второй парашютный мой прыжок был.
А.Я. - Первый был в училище?
М.Р. - Первый был не в училище, а в Энгельской
летной школе, около Саратовского моста. (Возвращаясь к вопросу) – когда
самолет начинает вращаться в штопоре, возникают центробежные силы, в
результате которых оторваться от сиденья трудно. Начинаешь вставать, а
тебя опять сажает эта сила. Так вот, я как выскочил-то – фонарь откинул
назад, он застопорился (защелка пружинная), если не застопоришь, он может
скользнуть вперед и отрубить тебе голову. Рассуждать некогда, самолет-то
уже падает без хвоста. Тогда я сообразил – взялся сразу за кольцо
парашюта, чтобы не потом, можно растеряться. Вот так наклонился
(показывает), перевалился через правый борт кабины и ногами от левого
борта оттолкнулся в сторону вращения самолета (этому тоже нас учили – если
придется когда прыгать в штопоре, обязательно прыгайте в сторону вращения,
а не в обратную, иначе вас зарубит винтом).
А.Я. - Плоский штопор был?
М.Р. - Плоский.
А.Я. - А методом срыва?
М.Р. - Не-е-ет. Это тогда – все, парашют
распустится, замотается за что-нибудь, полетишь вместе с самолетом и
убьешься. Не-е-ет. Я выдернул кольцо, когда почувствовал себя в воздухе, а
до этого стукнулся об броню и временно потерял сознание. От холодной струи
воздуха пришел в себя, оставалось метров 100-150 до вершины сопки (А.Я. –
горы, дело было в Карпатах). Лесная гора высотой тысячу метров, парашют
распустился и еще несколько секунд я опускался. На вершине горы луговая
полянка, в самый центр этой полянки я и приземлился. А дальше – обрывы,
страшная крутизна, 70-80 градусов крутизна. Под горой дорога, и по этой
дороге поток техники, автомашины, солдаты, артиллерия, танки шли. Оттуда,
из-под горы, шли два пехотинца с лошадью в поводу, а я-то не знал, кто
они, может на немецкой территории, потому что рядом мы «работали». Ну и
думал – кто там, немцы – не немцы, далеко, не видно. Парашют собрал, в
кусты отнес, и сам в кусты. Из кустов наблюдаю, – кто идет. Потом на шапки
посмотрел – звездочки. Вылез из кустов, поздоровались и стали искать
самолет. Нашли его метрах в 50-ти от места моего приземления. Самолет так
упал, что повалил несколько деревьев на краю обрыва. А обрыв почти
отвесный, на что уж мотор защищен броней, обломился и повис, доска
приборная ушла назад и с задней бронированной стенкой почти соприкасалась.
Какой была бы моя участь? А Карп (А.Я. – Карп Краснопеев – стрелок, смотри
книгу) видимо попытался выполнить мою команду «прыгай». Фонарь открытый,
три пальца у него отрублено, наган у него (у меня пистолет, а у него
наган) вот так согнулся (показывает, сгибая ладонь), такой удар был
сильный от падения. Карпа положили на лошадь, спустили вниз... Около
дороги вырыли могилку и похоронили его... Отделение солдат построили,
салют дали. Эхо салюта разнеслось по Карпатским горам. И только сейчас я
заметил кровь на груди моей шинели. Кровь пролилась из раны на переносице.
Меня отправили на машине виллис в Цисну, авиационный пункт управления,
который направлял нас на цель, километров 8. Моё состояние было тяжелое …
чумное. У них я заночевал, а на другой день отправили в штаб армии. А из
штаба армии – домой. В Перемышле мы стояли. Вот так…
А.Я. – То есть, Вы сменили два самолета, получается?
Или три?
М.Р. Больше, наверное. Первый самолет, на котором
прилетел на 1-й Украинский фронт, мне покалечил 30 марта над
Каменец-Подольсеом Ме-109. В этот период события развивались так… Авангард
полка сел раньше на полевой прифронтовой аэродром Бузова. Их самолеты
увязли в грязи весенней распутицы. А мы сели 12 марта на сухой песчаный
аэродром Чижевка, под Новоград-Волынском.
По принципу «В бой идут одни старики» старые летчики забрали наши самолеты
и летали на боевые задания. А нас посадили на грузовую машину и повезли на
аэродром Судилков, восточнее Шепетовки. Вот там уже фронт увидели – из
заполненной водой воронки у обочины дороги торчали ноги убитого немецкого
солдата. На плотине через овраг стоял подбитый танк, в бок ему дали,
танкисты убитые. Бой был дня 2-3 назад. Заночевали здесь в штабе, а потом
опять поехали на грузовой автомашине дальше. Дорога от Шепетовки в Старый
Константинов была сильно разбита. По бокам дороги лежали вверх тормашки
машины, орудия, немецкая техника. Это результат работы наших штурмовиков.
Из окружения немцы прорываться стали на Каменецк-Подольск, танки пустили
на прорыв. Нашу группу в составе 6-ти самолетов повел лейтенант Мокин. Я
был в этой группе, делая пятый боевой вылет. И там первый мой самолет
раскрошили. 8 снарядных попаданий. Было видно, как пролетали огненные змеи
слева и справа. А это как раз из пушек Мессершмита снаряды летели. Правда,
мой воздушный стрелок Карп Краснопеев сбил этого немца. А нам в киль попал
один снаряд, в правую и левую плоскости, где патроны, попало несколько
снарядов. Оба колеса, трубки прибора скорости и выпуска шасси перебило. В
винт попало, самолет начало трясти. В общем, я еле-еле прилетел оттуда. Мы
в этот раз летали без истребителей прикрытия. И этот самолет отправили на
ремонт в ПАРМ. Куда он делся потом, я не знаю. Это первый, значит, был
самолет.
Второй самолет я потерял15 июля, во время Львовской операции. Снаряд
бронебойный попал в правую щечку бронестекла, пролетел в сантиметре над
головой, пробил верхнюю бронь фонаря и ушел навылет. А у меня осколки в
лице и кровь на гимнастерке. Несколько снарядов попало в обе плоскости.
Сел я на первом попавшем аэродроме - в Турголице. Садился очень трудно.
Вот так был потерян второй самолет.
А.Я. – А снаряд был зенитный или?
М.Р. – Эрликоновский. 20 миллиметровый. У них
осколочный перемежался с бронебойными, бронебойный – осколочный. Вот мне
повезло, что этот бронебойный снаряд прошел мимо головы. Если бы в голову
– все, мы бы с тобой не сидели здесь и не беседовали. Это мне везло.
Поэтому у меня есть рассказ – «Везучий» называется (А.Я. – смотри
интернет-страничку Михаила Яковлевича).
А.Я. – А эрликоны…
М.Р. – Четырехспарка.
Третий самолет - в Карпатах (А.Я. – смотри выше)…
Четвертый самолет я потерял 5 мая 1945 года, в самом конце войны. Два
осколочных 50-ти мм снаряда попали в мой самолет. Один попал в «брюхо»
самолета, под самое мое сиденье, где расположен бензобак. А второй снаряд
попал в винт, оторвал кусок лопасти 20 см. Хоть до своего аэродрома я
долетел, но самолет восстановлению не подлежал.
А.Я. – А 88-ми мм не встречались?
М.Р. – 88-ми по нам редко стреляли, они чурками
стреляли какими-то, если попадет в самолет – самолет разваливается.
По-моему Володе Мокину, нашему командиру эскадрильи, 15 числа, когда я в
Турголицае сел, его сбили. Ему в хвост попали, хвост отлетел сразу, и он в
отвесное пике – и в болото. Метра на три ушли туда вместе со стрелком, с
Валей Щегорцовой… Вытащили их потом... Трактором вытаскивали…
Построение (митинг)
565 шап на аэродроме Гералтовице по случаю Победы над фашистской
Германией.
А.Я. – А у двигателя ресурс, какой был?
М.Р. – 50 часов у мотора был ресурс. АМ-38Ф
Микулина. 1850 лошадиных сил.
А.Я. – В полку, эскадрильи самолеты как-нибудь
раскрашивали?
М.Р. – У нас этим не увлекались. Ни звездочки не
рисовали, никаких тигров не рисовали, ни стрел. В других дивизиях – да. У
нас этого не было.
А.Я. – А зимой в белый цвет?
М.Р. – Зимой – белый. Как раз, когда из Добрынихе
вылетали 16 января 44-го года, все самолеты были выкрашены в белый цвет.
А.Я. – Краска смывалась или перекрашивали потом?
М.Р. – Заново не перекрашивали. Белую краску чем-то
отмывали. Потому что когда мы прилетели на Украину, там же снега уже не
было, там белый цвет уже демаскировал бы наши самолеты, поэтому там нужен
камуфляж зеленый.
А.Я. – Камуфляж был двух- или трехцветный?
М.Р. - Зеленый и черный, полосами. Под местность,
чтобы если сверху посмотришь – и не видно самолет. А снизу посмотришь на
самолет – он голубой, «под небо».
Построение (митинг)
565 шап на аэродроме Гералтовице по случаю Победы над фашистской
Германией.
А.Я. – Зимой самолеты на лыжи ставили?
М.Р. - Нет, катками полосу укатывали.
А.Я. – Вы говорили, что летали на пушечном варианте?
М.Р. – Вся дивизия летала, три полка по 45
самолетов. Все самолеты были вооружены пушками ОКБ-16. Подвешивались под
плоскости, каждая пушка весила около 150-160 кг. Конструктор – Нудельман.
Он изобрел подвески, а сами пушки – кто-то другой, сейчас не помню.
А.Я. – Они ставились вместо ВЯ или вдобавок?
М.Р. – Нет, они "вместо" ставились. Два ШКАСа вперед
и две пушки ОКБ, а назад – УБТ.
А.Я. – До конца войны летали на таких самолетах?
Есть мнение, что поскольку самолет с НС-37 не очень себя зарекомендовали…
М.Р. – (недослушав) Неправильно. Эти пушки были
очень хорошие, удобные и очень ЭФФЕКТИВНЫЕ (произносит с ударением).
А.Я. – При стрельбе самолет разворачивало?
М.Р. – Нет, нет. Чем были они хороши – по танкам, по
машинам, по артиллерии в капонирах. Как на пикировании наведешь, допустим,
на танк, нажмешь коротко - выстрел один или два. У них трассирующие обычно
еще были – видно, куда снаряд летит. От самолета до самой цели видно, и
куда попал. Видно – ага, перелет, чуть-чуть добавил уголок, следующие
снаряды летят точно в цель. Если осколочный снаряд попадал в машину, то он
делал разрыв метр в диаметре. Машина сразу горит. Если попадал в танк
бронебойным снарядом – танк загорался. Дым пошел.
А.Я. – Я читал, что по немецким сильно бронированным
танкам НС-37 были неэффективны из-за плохой точности стрельбы…
М.Р. – (перебивая) Кто это тебе такое сказал?
Чепуха! Чепуха. У любых танков, у немецких и у наших, броня сверху не
такая сильная, как на боках и особенно на лбу. Поэтому сверху танк больше
всего уязвим. Самолет Ил-2 бьет с пикирования, и он пробивал эту броню.
А.Я. – А попасть трудно было?
М.Р. – Ну цель-то маленькая, но попадали. Я же тебе
говорил, видно, куда снаряды летели и попадали.
А.Я. – Самолет при отдаче тормозил, зависал?
М.Р. – Отдача больше была, чем у РСов, это да. Ну,
если даешь большую очередь, штук 10 сразу, такую длинную очередь, то
отдача очень сильная, и самолет зависать начинает, тормозится отдачей и
начинает терять скорость. Но это не значит, что он падает. Просто он
теряет скорость на пикировании. Но на пикировании Ил-2 разгонялся, зачем
ему большая скорость? Наоборот, ему надо уменьшить скорость, чтоб дольше
висеть, чтоб дольше расстреливать, это было выгодно даже. Нет-нет, это ты
не слушай никого. Это была отлич-ч-чная пушка. Но поскольку они очень
тяжелые, за счет этого меньше получалась бомбовая нагрузка. А если легкие
пушки Волкова-Ярцева, 23-мм, они легкие, можно было бы больше бомб брать.
Фотографирование по случаю Победы.
Слева направо:
Лежат – нач. ВСС Бессонов, начальник связи Лифанов, пом. начштаба
Ситников, штурман полка Денежкин, начхим Журавель.
Сидят - майор Жук (зам по летной подготовке), Христич (начштаба), Рысаков
(заместитель по политчасти), комполка Сериков, Лукин (инспектор ШАД по
политчасти).
Стоят летчики - Даньшин, Яковлев, Воронин, Кукельштейн (секретарь
партбюро), Ефимов, Цапко, Блошенко, Брагин, Горбачев, Сас, Белицкий,
Плетень, Новиков, Воробьев, Бородин, неизвестный, неизвестный, Федин,
Арифов, Романов, Руденький, Фуфычев, Огурцов, Сонин.
А.Я. – Обычно максимально сколько загружали?
М.Р. – 500 кг.
А.Я. – Норму не превышали?
М.Р. – Нет.
А.Я. – Какие варианты загрузки бомб были?
М.Р. – По разному. В зависимости от цели. Если на
танки летели, загружали ПТАБы. Не надо рассказывать, что такое ПТАБы? 4
ящика, 4 люка, в каждый люк по 94 штуки. Вот и считай, сколько получалось.
И они сбрасывались, автоматическим бомбосбрасывателем открывались люки
так, чтобы с высоты 400 метров образовывался прямоугольник, который
перекрывал ВСЕ, что, находилось там, в этом прямоугольнике. Сейчас это
называют «ковровое» бомбометание. ПТАБы были очень эффективны. Если там
танки были – все, уже никто оттуда не уйдет. Вот так. Если лететь на
переправу, или на артбатарею, или на станцию железнодорожную, – то
фугасные бомбы подвешивались. Фугасные - две по 250 или сотки четыре
штуки. Или 15 кг, в люки загружали. Или, допустим, подвешивают две по 100
и в люки загружают осколочные – по пехоте. По разному. Это планировалось
штабом. Штаб давал инженерному составу, техникам – какие самолеты какими
бомбами загружать, какую группу куда посылать. Заранее планировалось. Все
это работало как часовой механизм, все заранее было разработано – кто
занимался разведкой, кто боеприпасами, кто питанием, кто – где летчикам
отдыхать. Каждая служба делала свое дело, а в целом все это работало как
часовой механизм – четко работа была поставлена. Не надо было ни на кого
кричать, ни кому взыскания давать. Все отлажено было, очень и очень
здорово. И в 44-м году, и в 45-м. Нам в этом отношении посчастливилось,
что мы воевали в такой обстановке.
А.Я. – В полку, дивизии не было корректировщиков
Ил-2 КР?
М.Р. – Нет, это был специальный … не в дивизии
даже,… а это при воздушной армии был специальный
разведывательно-корректировочный полк. Они и занимались этим делом. Там
были Пешки, не Ил-2, а Пе-2 – корректировщики. Они и летали, разведку
делали ближних тылов… А прифронтовую разведку вели Илы, мы вели. Каждый
день. В каждом боевом вылете мы обязаны были сообщать – какая погода и что
видел за линией фронта, какой противник, где и что он делал, в каком
направлении шел, сколько было их.
А.Я. – С немецкими бомбардировщиками не встречались?
М.Р. – Нет, мы только с истребителями встречались.
Фокке-Вульф 190 и Мессершмитт 109.
А.Я. – В Вашей книге описан эпизод, когда вас
атаковали немцы, которых было в два раза больше, чем наших истребителей
прикрытия.
М.Р. – 16 их было, Фокке-Вульф 190. И мы вели бой. Я
вел группу и Гриша Левин, он командиром 2-й эскадрильи был. В этом бою
погибло два воздушных стрелка – Соловей и Казанцев. Одному попало – череп
снесло пулеметной очередью, а второму в сердце прямо снаряд попал. Грудную
клетку, сердце разорвало. Я первый раз увидел большую кровь в кабине
самолета… Нас прикрывало 6 или 8 самолетов. Они завязали с ними бой,
клубок образовался, как пчелы, и стрельба. А часть самолетов оторвалась от
этого клубка, и к нам заходили, и нас атаковали. А мы тогда встали в круг
и оттягивались на совою территорию. Все-таки как мы не защищались – потери
были. Неминущему снаряд попал, пробил заднее стекло, и осколок пробил ему
кожу на голове, но череп не пробил, поэтому он прилетел домой…
А.Я. – Дубликаты Золотых Звезд делали?
М.Р. – Делали, но только тогда, когда не стало
Советского Союза.
А.Я. – Летали с наградами или оставляли их?
М.Р. – Летали с орденами, но без партийного билета.
Партбилет в сейфе оставляли. У Кукильштейна – майор, парторг полка. А
Рысаков – заместитель по политчасти, он летчик был, летающий. А
Кукильштейн – не летающий.
А.Я. – А комполка часто летал?
М.Р. – Нет. Он выбирал по своему усмотрению, когда
ему лететь. Обычно в очень горячие случаи он не летал, а когда было
поспокойнее… И командир дивизии Котельников тоже летал. В частности со
мной летал, в моей группе один раз летал.
А.Я. – Отец рассказывал, что ему дед говорил, что
комполка Сериков пользовался огромным уважением, исключительных качеств
был человек.
М.Р. – Он был очень демократичным и человечным. Как
отец был родной. А человек был какой! Вот нам повезло, что командиром у
нас был Сериков. Никогда тона не повышал, не кричал ни на кого никогда. Не
упрекал никогда. Приказы отдавал ровным спокойным голосом. У него было
чувство… отеческой заботы … о летчиках, о людях. Подбили летчика – у
летчика стресс, он обязательно учитывает это, даст возможность летчику на
несколько дней отдохнуть, иногда неделю не включает в полеты, пусть он
успокоится. Нас вот – деда твоего сбили, и меня сбили, и Петю Абраменко
(показывает фотографию, где они втроем в госпитале в Трускавце) – видел у
него глаз-то?
А.Я. – Протез.
М.Р. – Да… Он стрелял себе в висок из пистолета.
Спустился на парашюте прямо к немцам во время штурмовки на Поморжанах во
время Львовской операции. Мы по ним били, заходили с тыла и били. В этот
момент ему попали в крыло, крыло отвалилось, он выпрыгнул и прямо к
немцам. У меня это описано, читал, может? Он, что было у него, расстрелял
все, немцы к нему ползком ползли, они хотели его в плен живым взять, а он
отстреливался. Осталось у него одна или две там, он приложил пистолет к
виску и выстрелил. Он вверх полетел, – как он потом рассказывал, – такое
ощущение у него было, а потом все кончилось. Потерял сознание. Пуля вошла
- как у Кутузова - здесь и вылетела с другой стороны (показывает) и
перебила связки глаза. Его подобрали и бросили в сарай на солому. Пока
немцы там были, они приходили, проверяли – жив еще или нет. Потом наши
вошли, кабель вели, положили его на телегу – и в медсанбат. Там оказали
первую помощь – и в госпиталь в Тернополь. В Тернополе его на Дуглас – и в
Москву, в глазную больницу. В глазной больнице месяц он лежал, ему протез
сделали. Этот протез у него выпадал. Мы его похоронили, все уже и выпили,
и все – считали, что он погиб. Потом через … это было 21 июля его сбили, …
а в санатории мы были в октябре. Значит, в первых числах октября он прибыл
к нам в полк в Перемышль. И мы все обрадовались, – Петя воскрес! (радостно
смеется). Мы его адъютантом сделали. Я еще был во 2-й эскадрильи
заместителем, адъютантом 2-й эскадрильи и сделали. Поскольку он летчик был
второй эскадрильи... Перелетать... 6-го ноября накануне Октябрьской
революции – перелетать на другой аэродром, из Перемышля в Стрый. Лежали в
землянке, ждали вылета, а он покраснел весь. «Петя, что с тобой?» - «Не
знаю. Что-то у меня горит все». Вызвали медика, температуру померили – 40
с лишним. В полку скорая помощь своя - тут же его в госпиталь в Перемышль.
Ну а мы по самолетам и улетели в Стрый. А он на другой день в госпитале
скончался. Столбняк. У него выпадал протез, он его с пола поднимет,
платочком протрет, и вставит в глаз. Занес себе столбняк - все… Два раза
умирал человек… Вот такие дела…
Май 1946 г.
Слева направо – Бородин Виктор (умер, жил на Западной Украине), Яковлев
Александр (умер, жил в Новгородской Области), Романов Михаил (живет в
Москве), Левин Григорий (живет в Белгороде), Быстров Николай (переведен из
996 шап, умер, жил в Москве), Колодин Андрей (умер, жил в Севастополе).
А.Я. – В полку машины модифицировали?
М.Р. – Нет, у нас таких опытов не проводилось.
А.Я. – Фото контроль.
М.Р. – У ведущего группы был фотоаппарат, вперед
смотрел, снимал куда снаряды и РСы попадают.
А.Я. – Только у ведущего был фотоаппарат?
М.Р. – И у заднего, замыкающего. Обязательно. Сзади
– чтобы на выходе из пикирования фотографировать, куда бомбы попали.
А.Я. – Прикрытие давали часто?
М.Р. – Всегда почти. Хоть немножко - 2 самолета, 4
самолета, но обязательно.
А.Я. – Потери летчики/стрелки. Кто чаще гиб?
М.Р. – Стрелки. К этому стремится истребитель
противника – стрелка убить в первую очередь, и стрелок менее защищен.
А.Я. – Какие самые трудные цели для Вас были?
М.Р. – Самые трудные цели, где и людских потерь
больше было – это по аэродромам. Из всех аэродромов самый кровопролитный
был аэродром Сеща. Это был очень тяжелый орешек, и потери были страшно
большие. И самолеты тогда в полку были одноместные. Однажды у них вылет в
полку был такой, когда весь обратный путь до аэродрома базирования был
усеян сбитыми нашими самолетами. Истребители преследовали и сбивали, хотя
удирали на бреющем полете…
А.Я. – Рациями пользовались?
М.Р. – Да! Рации работали очень хорошо.
А.Я. – На всех самолетах рации были?
М.Р. – У ведущего группы - рация на прием и на
передачу, а у рядовых летчиков – только на прием.
А.Я. – С земли координировали «работу»?
М.Р. – А как же. При подлете к линии фронта
связывались с авиационным пунктом управления. Там обычно сидел старший
офицер дивизии, он направлял на цель. Ему докладываешь – «Иду «работать»
на такую-то цель». А непосредственно на линии фронта – авиа наводчик, тоже
офицер из дивизии, который, как правило, находился на КП командира
дивизии, корпуса или армии (пехотной я имею в виду). Кстати – у авиа
наводчика для радиостанции нужно электричество. Для этого там был
«солдат-мотор» – динамка с ножным приводом, там сидел солдат и крутил
ногами эту динамку (смеется). Авиа наводчик связывался с командиром группы
и наводил на цель. Он же давал разрешение уходить от цели. И благодарности
они объявляли – «Хозяин объявляет благодарность».
Летчики 565 шап. 1946 г.
А.Я. – Переднюю линию фронта обозначали?
М.Р. – Нет. Только тогда во время Львовской операции
(А.Я. – смотри повесть). И так видно, где линия.
А.Я. – По своим не боялись попасть?
М.Р. – Мы работали, я тебе скажу, 150-200 метров от
своих солдат. Это ювелирная работа. При такой работе без радионаведения –
штурмовка исключена. Если не связался с наводчиком – предписывалось
обязательно уйти на 10-15 км в тыл противника, там найти цель и
отбомбиться. Т.е. по их резервам.
А.Я. – А как максимально глубоко полк «работал» по
немцам?
М.Р. – Штурмовики работали до 15-20 км по ближним
тылам. По ж/д станциям, переправам, тяжелой артиллерии. Но предварительно
все разведывается, фотографируется, изменения наносятся на карты. Я же
говорю – все работало как часовой механизм. Безукоризненно. И штабы, и
снабженцы, и летчики. Летчики ничем другим не занимались – только полеты,
изучение целей и отдых. И кормили летчиков хорошо, чтобы голова не
кружилась. Пятая норма у летчиков была – генеральская. Все слаженно было,
поэтому были успехи.
А.Я. – Для подавления зенитных расчетов специальные
группы выделяли?
М.Р. – Нет, не выделялись. Для подавления зенитки
обычно замыкающий шел. Если, скажем, восьмерка идет или шестерка,
последняя пара видит, откуда стреляют и подавляет эти зенитки. Но ведь
главная задача у нас – цель поразить. Можно за зенитками охотиться, а
задание будет не выполнено.
А.Я. – На капоте метки для бомбометания были, как
ими пользовались?
М.Р. – Для бомбометания? Нет, не было таких меток.
А.Я. – А как же тогда целились?
М.Р. – На бронестекле козырька кабины был нарисован
прицел, круги и перекрестия. Этим прицелом пользовались и по интуиции.
Предварительно теорию изучали, как летит бомба, ее траектория.
А.Я. – Последовательность применения оружия.
М.Р. – Перво-наперво РСы, потом идут снаряды, потом
идет обстрел из пулемета. За это время мы с высоты 1200 достигали высоты
500 метров. Начинаю выводить самолет из пикирования, и на выводе из
планирования нажимаю кнопку бомбосбрасывателя. При этом бомбы обязательно
должны попасть в цель.
А.Я. – А мушки на капоте не было?
М.Р. – Я что-то не помню. На бронестекле был кружок
с перекрестием. Для стрельбы.
А.Я. – Немцы пленные в полк хоть раз попадали?
М.Р. – Нет, я за всю войну не видел ни одного живого
немца. В этом отношении летчики ни как пехотинцы или танкисты и другие
наземники, они бомбят и стреляют, а крови не видят. Они не знают, что это
такое. Они даже не знают, сколько человек они убили, сколько ранили. Бомбы
полетели, а сколько там людей было, неизвестно. Людей-то не видно, потому
что они обязательно прятались там – в щели и окопы.
А.Я. – (вопрос навеян воспоминаниями о «тараканах»)
– Немцы из окопов не разбегались?
М.Р. – Никуда они не разбегались. Они там стараются,
наоборот, к стенке прижаться.
А.Я. – Обстрел с земли из стрелкового оружия?
М.Р. – Сколько угодно. Из пулеметов, автоматов. Пули
о броню ударяются, как горох и отлетают.
А.Я. – Как считаете - бронирование эффективное было?
М.Р. – Да, от пуль и осколков – очень эффективно. А
от бронебойных снарядов – неэффективно. Бронебойный снаряд пробивал, а
осколочный – нет.
Давай еще спрашивай, что тебя интересует, пока мы живы. Вот тут еще
описано (показывая на распечатанную рукопись «224-ая штурмовая. История
авиационной дивизии») как шли бои.
Летчики 565 шап. 1946 г.
А.Я. – Еще книгу пишете?
М.Р. – Уже написал. Вместе с Николаем Ивановичем
Смирновым – автором. Он во время войны вел дневник, каждый день. На
основании копии этого дневника я и написал эту книгу, поэтому я и ставлю
его посмертно первым автором, а я – помощник (А.Я. – тут он скромничает -
на самом деле М.Я. и в ЦАМО поработал, я видел отметки, как ему выдавались
дивизионные и полковые дела. Вопрос только в деньгах - нет денег на её
издание. Рукопись лежит в Воениздате уже года два-три).
А.Я. – Танки по самолетам стреляли?
М.Р. – В одном вылете мы ударили по ним, вся дорога
забита, мы вперед вышли на бреющем, а дальше холм, танк как врезал мне
вдогонку, на счастье снаряд пролетел под самолетом и разорвался впереди
самолета, поднял столб глины, форточка была открыта, и вот такой кусок
глины попал в меня (смеется). Вот какие случаи бывают…
А.Я. – Сколько максимально приходилось летать за
день?
М.Р. – Максимум – три раза. Время же нужно. Сам
полет продолжается не больше полутора часов, самое большое – час
пятьдесят. Дальше – надо снова зарядить, осмотреть, заправить, получить
боевое задание, на карту нанести, внести поправки, покушать. Больше трех
раз не получалось.
А.Я. – Как и где квартировались?
М.Р. - Во время войны мы, как правило, на аэродроме
никогда не жили. Только вот в Кракове – в хорошем доме, койки железные там
были. А так летный состав в каком-нибудь населенном пункте, километрах в
пяти-восьми от аэродрома размещался. Обычно это был клуб или школа,
общественное здание, там нары делали и летчиков содержали. А добирались
всегда на грузовых машинах. В кузов сели – и поехали.
А.Я. – Как узнали о Победе?
М.Р. – Ночью 8-го мая была такая стрельба – из всех
видов оружия, из пулеметов, из пистолетов. Мы подумали, что на нас напали.
Мы стояли в это время на аэродроме Гералтовице, километров 5 от города
Глейвиц. Это была территория Германии, а потом она перешла Польше. Мы там
жили километрах в 8-ми – 10-ти от аэродрома, в общежитии.
Летчики 224 штурмовой Краснознаменной
Жмеринской авиационной дивизии, 1946 г.
А.Я. – Под бомбежки попадали?
М.Р. – Один раз, в Ольховцах, перед Львовской
операцией нас бомбили. Прилетел ночью, сбросил САБ, как днем светло стало.
Хорошо самолеты стояли в капонирах. Не попал.
А.Я. – Численный состав полка.
М.Р. – Всего в эскадрильи 12 самолетов, в воздух их
поднимали 80 человек. Полк - 45 самолетов, 400 человек. Три эскадрильи
плюс звено управления – командир полка, заместитель командира по летной
подготовке, заместитель командира по политической части, заместитель по
штурманской подготовке, помощник по военно-стрелковой подготовке,
заместитель по технической части (инженер полка), начальник штаба полка и
др.
А.Я. – За что награждали?
М.Р. – Значит, нормы такие были – за 11 вылетов –
Красная Звезда. Следующими надо было сделать 21-25 вылетов–орден Боевого
Красного Знамени. Следующие 25 – еще Красное Знамя. Следующие 25-30 –
опять Красное Знамя. Дальше, официально за 80 успешных и героизм
представляли к званию Героя Советского Союза, но в наше время, в 44-м и
45-м, за 80 вылетов Героя никому не давали, нужно было не меньше ста
сделать. Вот меня представили 7-го апреля за 110 успешных боевых вылетов.
Наградной лист сначала в полку подписывается, потом в дивизии, потом в
корпусе, потом решает Военный Совет армии, потом в Военный Совет фронта,
после фронта идет в ЦК партии в Москву, потом идет в Президиум Верховного
Совета. Видишь, какое время требуется, чтобы всю эту лестницу пройти.
А.Я. – Летные книжки на руки отдали?
М.Р. – Летные книжки были в штабе полка, там были
две специальные женщины, они отмечали боевые вылеты. Мне не отдали (А.Я. –
отец говорил, что он ни разу не видел дедовскую летную книжку, хотя
сохранились ордена, орденские книжки, фотографии и т.п.). Некоторые
документы, когда расформировывали дивизию (А.Я. – летом 46-го), альбом
боевых действий дивизии, например, взял себе командир дивизии, потом он
перешел к сыну, а его сын отдал в школьный музей на западной Украине. Вот
так видишь, как получается. Так что и книжки летные - кто их знает, где
они … Потом, когда дивизия расформировывалась, документы могли передать
куда-то…
Встреча ветеранов 565 шап.
Сидят (слева направо) - Романов Михаил, Белицкий Иван, комполка Сериков
Владимир Иванович (умер в следующем году после встречи), Казначеев
Владимир (его механик). Стоят (слева направо) - Колодин Андрей, Пушкарев
Глеб Васильевич - зам. начштаба по оперативной работе, Руденький Виктор –
председатель совета ветеранов 224 шад.
г. Боровичи Новгородской области. Встреча ветеранов 565 ШАП, 1976 г.
г. Боровичи Новгородской области. Встреча ветеранов 565 ШАП, 1976 г.
Мой отец, полковник запаса, и Михаил Яковлевич Романов. Лето 2003 г.
Александр Яковлев
Дополнительные ссылки:
1. Личная страница Романова М.Я.
http://www.mromanov.nm.ru (А.Я. -
сделана с помощью внука, но поверьте, наблюдал сам - М.Я. в свои 82 года с
компьютером вполне на "ты", хотите верьте, хотите нет)
2. Романов М.Я. "Штурмовики над Карпатами"
http://militera.lib.ru/memo/russian/romanov_ma/index.html
3. Фотографии 565 ШАП
http://www.pbase.com/yakovlev/in_box