Интервью с В.А.Тихомировым

Главная >> История >> Интервью с В.А.Тихомировым

 

 

Интервью с летчиком 12 ИАП ВВС КБФ
Тихомировым Владимиром Алексеевичем
по вопросам читателей.

Брали интервью:
Олег Корытов
Андрей Диков

Владимир Алексеевич Тихомиров родился 14 сентября 1918 года в деревне Измайлово Новоторжковского района Тверской области. После семилетки и ФЗУ работал электромонтером на оборонном заводе в Торжке, и одновременно учился в аэроклубе.

В 1939 году стал курсантом авиационной школы в Луганске, но после теоретической подготовки, через три месяца, при очередной медкомиссии был отчислен. В марте 1940 года, из-за нехватки летного персонала, начальник аэроклуба предложил вернуться на летную работу в качестве летчика-инструктора. Был летчиком-инструктором Новоторжковского аэроклуба, затем Кимрского, Сызранского и Мелекесского аэроклубов (последние два – результат перебазирования во время войны).

В мае 43-го ему присвоили звание младший лейтенант, и в том же месяце был направлен на курсы командиров звеньев, где и прошел курс обучения. В сентябре 1943 года закончил курсы командиров звеньев и вместе с еще 11 летчиками – командирами звеньев (из которых шестеро были истребителями) был направлен на Балтику. Попал в 12-ю краснознаменную отдельную истребительную авиаэскадрилью 9-ой штурмовой авиадивизии ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Вскоре эскадрилью переформировали в 12-й авиаполк. За время войны выполнил более 200 боевых вылетов, сбил 14 (13 по летной книжке) самолетов противника.

После войны служил в 58 ИАП на Дальнем Востоке, готовился к отправке в Корею, но война там кончилась раньше. При переходе на сверхзвуковые истребители был списан по здоровью с летного состава, покинул ряды вооруженных сил. Работал в г. Ленинграде главным энергетиком НИИ Онкологии им. Н. Н. Петрова. Ушел на пенсию в 2004 году.

 

Вопрос: Как Вы поддерживали то, что называется моральным духом?

Трудно ответить, я воевал, я просто знал, что должен, и все! Мой дух не опускался. Когда мне сообщили о направлении на фронт, я обрадовался. На самом деле я всегда был готов к бою. Без потерь на войне не бывает, но в панику не ударялись, очень я жалел, когда погибли Шишикин и Барсуков. Погибли они нелепо и неизвестно как. Вылетели шестеркой, двое сели, я сел, у меня шатун оборвался, полетела четверка, сопровождал их замкомэска Петров Юра, он с самого начала войны летал, видно у него уже зрение было севшее, и он даже он не мог вспомнить, а где он их потерял, хотя ведомый у него был Дорошенко Коля, хороший летчик, а тоже не мог сказать, где же потеряли. А ребята очень славные были, очень славные, Как только бывало слетают, лягут на нары, и начинают детские песенки петь, поют на пару.

В: Как проводили свободное время, чем занимались в промежутках между вылетами, как было с питанием, ну в общем бытовые вопросы.

Ну, я должен сказать следующее, здесь все зависело от того на каком аэродроме, на морском Гора-Валдае и общежитие было в самом Гора Валда, там вечера были, а вот когда мы переехали в землянки на сухопутный Аэ Гора-Валдай, то раз в неделю, в субботу после ужина, 50% личного состава имело право поехать на автобусе в Лебяжье, были танцы, не смотря на то что война была, была художественная самодеятельность.

В: А Вы что-нибудь делали?

Нет, я, как говорится, пешком с горы не бегал. Допустим в Керстове аэ – выходные субботы – вечером же мы не летали, как узнают что в деревне танцы – и на танцы бежали, тем более 100 грамм давали только на ужин… Скучно…

В: А заграницей?

Где мы впервые заграницей были, там уже было на первом аэродроме – забыл как – я не помню, чтобы мы куда ходили. Интересовались сперва разными немецкими медалями, орденами, значками, при нашем полку была собака-дворняжка, так у нее ошейник был – она с трудом таскала этот ошейник с орденами. Кличку не помню. Ну, когда война закончилась, мы из Кольберга вернулись в…… черт, забыл… Там уже самодеятельность была, Дом культуры, там и бар был, пиво.

В: Кормили вас как?

Если по-военному, то на убой. Никаких проблем не было. Вот представь себе - на Ораниенбаумском Пятачке – туда либо на корабле, либо самолетом, сухопутного соединения не было. Приходишь в столовую - хлеб без нормы, селедочка, сыр, американская колбаса консервированная, на вкус – все нормально. Что нам нравилось – это хвойный напиток, - в графинах стоял, очень вкусный, зеленый такой. Куда бы мы не сели, не чувствовали, что бы нас не покормили. Технари питались отдельно в отдельной столовой. На пример в Гора-Валдае. У нас там два полка были 12 и 35 – отдельные столовые.

В: Как вводилось в бой молодое пополнение в части?

В бой мы вводили следующим образом – по прибытии в часть сразу же проверялась их техника пилотирования, сразу, затем давали им несколько боевых вылетов на пилотаж, затем с опытным летчиком их, как правило - я в частности летал с Сапожниковым – летишь парой, обзорный такой, к линии фронта. И, как правило, их давали к опытным ведущим. А вот штурмовики – тоже самое. И они нас истребителей предупреждали – что у нас сейчас в группе летят новички – они с перепугу могли лететь неизвестно куда.

В: То есть, просто так не бросали?

В 44-м году, примерно в сентябре месяце, к нам пришла группа летчиков – человек 6 или 8 молодежи, для того чтобы они нам не мешали в Пярну, мы тогда там стояли, всех этих летчиков отправили из Пярну в Котлы, и мы втроем – Беляев, Тихормиров и лейтенант Талышев – на двух – спарка и боевом самолете – прилетели в Котлы и в течение 10 дней занимались, натаскивали в свободных условиях, жили в Котлах – проверяли этих летчиков и готовили к войне. Вроде в сентябре было…. Мы прилетели в Пярну числа 20-го, значит, числа 25-го мы появились в Котлах. Помните, как я говорил, что один летчик на трубу посадил У-2?

В: Нет.

Вот мы прилетели, а Талышев решил полететь, не помню его имя… Так вот, у него была такая бабенка под Кингисеппом – там медсанбат стоял и он решил каким-то образом летать туда. Подошел к Беляеву – Сергей Сергеевич, когда мы летали в Пярну, оставил в землянке в Керстове партбилет (а это ж ЧП!), он – бери самолет и лети. Он взял По-2, во 2-ю кабину посадил Диму Ложникова, техника звена – мы, кстати, техников захватили. Вот он полетел, сел он или нет, я забыл, наверное, сел в Керстове, взлетели и полетели в Кингисепп, сели на площадку, подвыпили, надо лететь обратно. Ложников говорит – куда ты полетишь, уже темновато. А Талышев – я был инструктором, да я! Подлетели к Котлам, а уже темно, земли не видно – надо делать воронью посадку – на малой скорости подвести и не нормально садиться. А там было несколько домов – ДНС – аэ был довоенный, там ТБ-3 стояли, и немцы разбомбили эти дома, только трубы торчат - он сел на трубу. Выскочили, а Ложников себе бровь разбил. Не высоко. Труба согнулась. Выскочили что делать, народ подбежал, они тикать, вышли на дорогу на шоссе, под пистолетом остановили машину, легли в землянку - типа спят.
Нашли самолет – где летчики? Что делать? Тогда машину в Керстово, 12 км, приезжают – они в землянке, вроде как спят. Их «разбудили», а они давай искать самолет, когда стали разбираться, их привезли, а бабенки: челку ему поправьте - у него лоб разбит. Так и опознали, такой цирк был. Судили военным трибуналом – я был заседателем – ему дали 2 года условно с отбыванием в полку. Он до конца войны воевал, сняли ордена звания – рядовой Талышев. После войны возвратили ордена и звания. Это как раз было, когда мы готовили летчиков, молодое пополнение. Вот такой был цирк.


Ялта, 1940 г.

В: Проводились ли тренировочные бои с опытными пилотами?

Я не помню, ничего такого не могу сказать. Тренировочные полеты на групповую слетанность – были, по маршруту, кругом аэродрома, к линии фронта. Вот когда меня посадили на гауптвахту… Тоже вот я вылетел со Скляровым тогда, с тем, который тандерболт пригнал…. Так вот этот Скляров, мы стояли уже на аэ Кагул, и решили мы слетать парой, потренироваться, так часто летали, это было неотъемлемой частью, вот мы полетели с ним и решили пострелять по затонувшему кораблю – рубка торчала только, я зашел – пострелял, а он за мною, я вышел из атаки – нету ведомого, покрутился - покрутился да сел, а где ведомый, время вышло, дали мне По-2, в 2-ю кабину сел Миша Рассихин, Михаил Семенович, полетели мы с ним на суше смотрели, потом на малой высоте пошли на воде фанера плавает. Все понятно, разбился.

В: Его записали как погибший или пропавший без вести?

Числился он «погибший», а не как «пропавший без вести».
Был такой комэск Алешин. Командиру полка говорит – а что Тихомиров не будет наказан за это? Дали мне 3 суток арест, была там гауптвахта, а там сидит Ращупкин Иван, наш летчик: О, командир! Я – что такое? А он уже все организовал, он у нас такой Остап Бендер был! Он уже достал водки, уже договорился, напоили начальника гауптвахты, выспались, утром машина приходит. Собирайтесь – мы улетаем в Палангу. Все, гауптвахта прикрыта, на машину, на аэродром и улетели в Палангу.
Они потом с кем то полетели, в самолете закурили, загорелся он. Потом списали в итоге.

В: А матерились по рации много?

Нет, матерились, но среди истребителей я такого не слышал.

В: А штурмовики?

Не знаю, возможно. В войну, только в какой-то кризисной ситуации. Когда я был пацаном - стал выдумывать многоэтажный мат, мне за столом один раз сказали – чтобы ты больше не матерился, и все. Это зависит от обстановки в семье.

В: Какие воинские звания у вас были?

Первое был сержант. Три лыки у меня было, вернее три треугольника. А получил 1-е воинское офицерское звание в мае месяце 43-го года – младший лейтенанат. Приказ был в апреле, правда.

В: Ваше отношение к приказу Тимошенко? Имело это смысл?

Конечно, это было, как….. Может, по той же причине, вот мой сын не остался служить – его призвали в армию после института, предлагали – останешься в кадрах – через три месяца будешь воентехником. Он мне откровенно – в 28 лет я буду младлеем, какой говорит смысл? Так же как сейчас я услышал, по ТВ, тоже я не понимаю этого – будет реформа в армии по воинским званиям. Решили сейчас в армии увеличить срок службы, вот допустим во время войны я получил в мае 43-го, а в январе 44-го я был уже лейтенант, а в июле 44-го я уже был старлей, а капитаном 12 мая 1945 года, а с летной работы подполковником уходил.
Это во время войны. А сейчас так – для того чтобы мне с капитана до майора – мне нужно было служить 5 лет, а если ты военный летчик 1-го класса, год могли уменьшить. А сейчас они хотят увеличить сроки. С другой стороны я не понимаю, комполка должен быть полковник. Сейчас у него ничего не получится, так же как с коррупцией.

В: Какой советский истребитель лично Вы считаете лучшим до 43 и после 43 годов?

Думаю что Як-1, Як-7, Як-9 – они почти все в управлении были одинаковые, вот Як-9Т - это самолет тяжелый, тяжелее чем Як-1. Вот только это я могу сказать. Но самый оптимальный был, наверно, был Як-9. У него вооружение все же пушка и 2 пулемета было.

В: 37мм - было лишнее?

Нет по земле и по бомбардировщикам хорошо, но по истребителям наверно лишнее.

В: Встречали ли в небе ТБ-3 - впечатления?

Нет. Я их видел. Знаю, что за самолет, трогал на земле. Откровенно говоря, когда я его в 1-й раз увидел в воздухе, и когда они летят, – группа допустим 9 самолетов, так под ними земля дрожит! Впечатляет, но малая скорость, - это были гробы, транспортники. А во время войны в 41-м году и 42-й год – я был в Сызрани на аэродроме, а там огромные склады были авиационные – самолеты, моторы и туда прилетали ТБ-3 на замену двигателей, они раз в неделю прилетали.

В: Какие режимы управления винтом применялись в крейсерском полете и в воздушном бою, чем вызвалась необходимость применения того или иного режима?

Мало регулировали, но приходилось.

В: То есть, в основном на малый шаг до упора, и дальше газом?

Все правильно, в основном летчик только газом.

В: А когда меняли?

Я редко пользовался. На войне ты ж не летишь спокойно. Все равно все время идешь на режиме максимально боевом. Смотришь.

В: Как влиял тот или иной режим оборотов на перегрев или ресурс двигателя? Возможна ли была авария (перекрутка) двигателя в горизонтальном полете при неправильной установке шага винта в ручном режиме? Если не считать случая с Волочневым, были какие-то режимы которые ограничивали ресурс двигателя?

Ограничения по режимам эксплуатации двигателя – я никогда не слышал, Что касается ресурса двигателя – во время войны соблюдалось, если двигатель выработал положенный срок, то тебя не выпустят, если только на самолете у тебя заменили двигатель, то, не накрутив 5 часов, тебя на боевое задание не выпустят, должен ходить вокруг АЭ - накручивать эти пять часов. Мне заменили – я кручу.
Был такой в полку случай. В 44м году мы сидели на аэ Куммолово, в середине мая месяца. Май мы встречали в Гора-Валадае, и вдруг каждый день два или 3 дня подряд вокруг аэ крутится самолет неизвестный – конструкции не нашей, смотрели, смотрели. Беляев – Тихомиров, посадить его! Я взлетел, ему – садись! Он – нет! Показываю – собью к черту! Его посадили, ему – в чем дело, а он – я накручиваю часы. Что-то вроде Киттихаук, какой-то армейский английский самолет, а стояли они на АЭ - есть там два озера (Хаболово, Бабинское). Оттуда они летали.

В: Какова была стойкость двигателя и его систем (масляной, питания, охлаждения) к перегреву и боевым повреждениям, как долго мог работать двигатель при повреждении той или иной системы?

К боевому повреждению?
Я не помню, Беляев как-то прилетел – него на ребре атаки крыла выгорело – попала зажигательная и место обуглилось.
Я ни разу так не приходил, я только дважды привозил пробоины. 1 раз пуля – в руль поворота. 1 раз – в крыло. И то, что мне пробили радиатор (когда сбили 18 марта).
Вот то, что я сейчас помню, ходили мы под Таллинн под вечерок, плюс я был звеном своим придан 14-му полку, тогда еще 13-й полк Мироненко, и я шел в группе воздушного боя, ведомый у меня Гапонов, а кто второй – не помню, был, парой. И вдруг сообщают, сзади ИИ противника, иду домой, и горох по самолету – и самолет пошел вверх. Все, на этом конец, по радио – маленький горит, маленький горит, я даже не думал, что это я горю, у меня дыма нет, теряю скорость, и я потянул сектор газа…
А самолет мы бросили на месте. Туда была выслана бригада, посмотрели - там все снизу содрано было, и колонку управления оторвало, винт в рога.


Выпуск курсов командиров звеньев, 1943 год. Накануне отправки на фронт.

В: Каков был средний ресурс двигателей разных модификаций, и как часто производилась их замена в условиях регулярных полетов?

Не помню точно, не 500 ли часов?

В: А у 107-го?

Не могу сказать.
Рубанов – был техник мой, потом звена управления. Он у Кулакова был. Он жив был, полгода назад, живет в Калининграде. Я был у него, когда отмечали 75 лет Балтийской авиации, а это было лет 15 тому назад, был еще командующий Гуляев. Он может скажет, попробуйте его опросить.

В: Насколько сильно мешало пламя из выхлопных патрубков при ночных полетах?

Ночью не летал. На МиГах летал. А до войны только на По-2.

В: Выхлопы мешали?

Они не могли мешать, они вниз идут, не мешали. На Яках не помню в сумерках.

В: Какова была стойкость отдельных элементов планера и управления к боевым повреждениям и грубым посадкам?

Грубые? Вот на МиГах я видел грубые посадки. Было не в себе, получилось так что мы переучивались на МиГи без 2-х штурвальных самолетов. Был у нас летчик – его демобилизовали за потерю ориентировки, в Совгавани, которая могла привести к 2 катастрофам. Он с похмелья на посадке двух фонарей сбил. Его демобилизовали, это было, когда я еще комэском был, по моему в 52-м году, я его на кануне проверил, полетели мы в Совгавань, потом вышли на Сахалин – потом на Совгавань. На второй день полеты – отличная погода, выпустил я его, а ведомым Иванов был. По этому же маршруту, проходит время, я на часы смотрю, а руководил полетами Чумичев Иван Иванович, он был ком полка 58-го на ДВ. Вроде не воевал. Время подходит, я говорю – тов. командир, мои летчики должны уже сесть – он, да ничего – стал он вызывать; Нет связи, что делать, а в это время идут учения ПВО и выбросили иголки, диполи для РЛС, не могут найти цель – где. Проходит некоторое время – Иванов сообщает ведущему – аэ они уже прошли, и прошли дальше 150 километров, вот они развернулись набрали высоту – Иванов передает - у меня загорелась красная лампочка, надо снижаться, не могу высоту потерять, что делать. Я у командира перехватил рацию, говорю – выпускайте посадочные щитки, тормозные щитки, снижайтесь, Иванов выходи вперед, будешь садиться первый, повторный вам заход невозможен, садиться только с первого захода, сел Иванов срулил с полосы и двигатель встал. Кузнецов садится, и на полосе встал. Я как у микрофона стоял, так и сел у КП. Что это такое представляешь – две катастрофы? И как назло инспекция ПВО главе с Преображенским работает на флоте, а тут такое ЧП. Разбор полетов. Тихомиров, давай отчитывайся. Я был майором, докладываю - тов. Командующий, накануне этого полета, мной лично был проверен ведущий на этом же маршруте, и проверен, и то, что случилось – только по вине летчике по халатности. Иванова оставили в армии, а Кузнецова тут же демобилизовали. Вроде потом он стал летать на вертолетах – опять мобилизовали.
Как они могли? Ну, миллион высоты – посмотри – сама по себе Совгавань, бухта способная принимать корабли с любой осадкой, там же бухта такая! И вот, ну, бывает…

В: Каков был средний срок службы самолета в мирных и боевых условиях?

Не помню. Не могу сказать, про МиГи я могу сказать – 17-й 15-й у него первый срок был 300 часов плюс 15%. Его отправляли в мастерские, где проверяли все заклепки и вновь ему давали – а сколько, не знаю.
Я не помню, чтобы у нас в полку списывали самолеты. Вот И-16 – их бросили.
Ковшук был командир отдельной эскадрильи И-16, они где-то в октябре прилетели.

В: Сколько времени занимала подготовка самолета к боевому вылету?

Допустим так, иной раз утром встал техник – он был обязан прийти на аэродром, будет вылет или нет, не знаю, он сразу пробует мотор, проверил, на режимах различных. Вылет! Я бегу – Рубанов уже держит парашют, я сел и полетел. А в зимнее время при низкой температуре техники приходили и прогревали двигатели ночами. Запуск пишется в книгу по ресурсу. Имел я неприятность из-за кобр. На Кобрах есть такая вещь – для лучшего запуска – разжижение масла бензином. И когда я перегонял эскадрилью из Кольберга в Гарц, то один из самолетов сел в поле, и когда стали выяснять что к чему, установили, что техники, столько то раз запускали двигатель все время с разжижением масла, и масло было в некондиции.
Был такой летчик Маношин. И так вот он приходит домой. Стояли мы тогда в Гарце. Машка – мне нужна лайковая кожа, гульфик сделать. Та – зачем? Я же буду на Кобрах летать. У нее вал между ног – чтоб не намотало, что не понимаешь? Цирки бывают в авиации.

В: Как хорошо и на какие дальности работала радиосвязь?

Тогда когда я пришел на фронт в 43-м году на всех самолетах были рации, двухстороння связь и на полную дальность, на которую мы летали – связь была, на 100 с лишним километров. У меня, например, под Таллинн летали из Котлов, связь была. Шумов? Нормально работала, нет, нет. Наши рации стояли. Был техник по связи. Орлов Миша недавно умер. Мих Мих. В Ленинграде умер, дочки сейчас здесь живут, одна или две. Инженер по связи полка забыл фамилию – я его встретил в Калининграде. Высокий, худощавый.

В: Какие типы парашютных систем использовались и какова была высота безопасного покидания самолета?

У нас купола белые были, а у немцев был голубой. Я когда сбил немца, который выпрыгнул, видел его парашют… По-моему, он тогда подбил Петю Максюту - из 2 АЭ 35 ШАП. 200 метров прыгать можно было, не менее. Как парашюты назывались, не помню…

В: Как управлялись и как использовались закрылки на режиме взлета?

Закрылки только при посадке.

В: А вот в мемуарах иногда указывается, что и в бою выпускали, и на взлете…

Не знаю, я такого, никогда не пользовался, и ни где не читал, чтобы во время воздушных боев выпускать закрылки. Может предкрылки… Нет, не знаю про закрылки. Только при посадке посадочные щитки.

В: Каково было поведение неподвижного самолета при даче газа вплоть до полного при заторможенных колесах?

Когда проверяешь, стоят тормозные колодки. Вероятности скапотировать не было. Чувствуешь, что хвост задираешь – уберешь газ, машешь технику – чтобы убрал колодки. Я был лихач, вот Рассихин был спокойный донельзя, пока все не проверит, не вытянешь, а я раз – и пошел.

В: Какова была устойчивость самолета на этапе разбега?

Як был устойчив вообще. Як очень устойчивый самолет был. Взять Як и Ла-5 – Як – для летчика даже посредственной подготовки – он и пойдет, а вот Лавочкин – он требует подготовки – то, что я от летчиков слышал.

В: Каковы были штопорные характеристики самолета (устойчивость к сваливанию, предсрывная тряска, характер штопора, склонность к плоскому штопору, запаздывание при выводе, действия органами управления при вводе и выводе из штопора)?

Як вообще и входил хорошо и выходил хорошо – Як. Вот допустим на МиГах 15-19 – я могу сказать, если он хорошо входил и выходил в левый штопор, то вот в правый штопор – нужно уметь ввести и нужно быть готовым к катапультированию.

В: А на Кобрах?

Все дело вот в чем , иной раз для того чтобы дать полную характеристику, надо испытать самолет в экстремальных ситуациях, в бою – или\или. Когда ты ведешь учебный бой – этого нет. Нормально она и входила и выходила из штопора.
А в бою я и на Яках срывался в штопор.

В: Применялся ли штопор как боевой прием?

Я не могу сказать, может кто и применял, но… В штопор сваливаешься тогда, когда перетянешь ручку, он раз – ручку отдашь, штопор кончился.

В: Насколько опасным было затяжное пикирование на высокой скорости?

Не пользовались этим. Я ни разу не уходил пикированием, вернее уходил, но я просто пробил облачность и ушел. Патроны кончились. Мы же на высоте 1000 -1500 бились, некуда там уходить.

В: Как и на каких режимах (скорость, высота круга, удаление от аэродрома, последовательность и направления разворотов, моменты выпуска шасси, закрылков, направление внимания, режим управления винтом) Вы предпочитали производить заход на посадку в боевых условиях?

В: Так то все как положено, коробочку строишь, и в порядке взлета садимся. Вот когда шатун оборвался – я на 180 развернулся и сел, только плюхнуться бы, уже масло на морду летит, да вся одежда в горячем – о какой коробочке можно говорить.
Вот, например я садился на одно колесо. У меня почему то не сработал замок на выпуск шасси, прилетел (сопровождали илы), стал заходить на посадку, одно колесо не выходит – давай буду пилотаж делать, стал над аэродромом. Дашь резко газ, ручку рванешь и шасси выходит. В Паланге у меня тоже такое было. Шасси не убирались, точнее убирались, но на замки не вставали. А у нас бой идет! Как только атакую немца – у меня шасси выскакивает. Самолет в воздухе встает, ну мне ребята по рации, мол, командир, спокойней надо быть, не рви…
А тут делал, делал не получается. Сел, на одной лопасти загиб, я разбил АНО, крыло целое, законцовку крыла чуть потер, все нормально – выправили винт, АНО заменили, царапины краской мазнули.
Вот, например мне пришлось снабжать корабли пайком – в 45-46м году Балтийское море замерзло, наши корабли шли и застряли, горилка кончилась – Тихомиров, найти корабли. Я сначала полетел на разведку, нашел несколько кораблей, а потом нужно им продукты – делали так, сухари, такое все в мешки, три мешка – слева, справа, у летчика на коленях во второй кабине. Подвиснешь на По-2 – 60-70 км/ч на высоте метр и выбрасываешь эти мешки. Это была зима 45/46 мы стояли в Боденхагене. Вот это была почти «воронья посадка».

В: Как удобнее было сажать самолет: на две или на три точки?

Могу тебе сказать – в любом случае, если у тебя нет переднего колеса, носового, то посадка должна быть только на три точки, это идеальная посадка. А когда кобра – тут нормальная посадка только на два колеса.

В: А почему на Яке не на 2 колеса?

Нормальная посадка на Яке должна быть трехточечная, это если летчик плохо делает посадку только. Был случай, я был инструктором в аэроклубе в Кимрах. Выпустил я летчика в самостоятельный полет, он сел только на 9м заходе и то остановился только перед рытвиной. После этого он стал бояться летать и хотел вообще сказать – я больше летать не буду. Я его уговорил – приходи завтра я тебя выпущу. Кузнецов (или Яновский) - я разрешаю тебе садиться с недолетом, разрешаю тебе садиться на колеса, без костыля, то есть я ему даю право от нормального уклониться, вот он сел с недолетом и почти на два колеса. Сел он. А теперь ему говорю - поближе к Т садись. Вторую посадку – опять. И еще ему говорю – третью – вот он делает, точно расчет и на три точки сажает. Миша Матвеев – он был начлетом в аэроклубе. Он мне – кто летает у тебя. Кузнецов. Как Кузнецов? Да ты с ума сошел! Ладно! Дать ему еще полеты! И ему дали еще полеты.
А вот перед тем как мне вылетать на МиГе у нас не было 2-штурвальных самолетов, так мы посадку отрабатывали посадку на Як-11 на колеса. Задание специально давали летчикам, чтобы они садились на колеса.

В: Когда начиналось торможение, насколько сильной была склонность самолета к капотированию на торможении?

Как капотировал Миг я видел. Как капотировали Яки я не видел. А как капотировали Ил-2 я видел.
МиГ-3 капотировали – это было в Сызрани – видимо из-за недостаточной подготовки летчика, не тот аэродром, который можно было бы использовать – снежный покров укатывали плохо, колеса зарывались. Но ни кто не погиб. Федорук – комэск, у них был, зимой 41/42, к нашему начклуба подходил, просил летчиков ему отдать. Мы улетели оттуда в июне месяце 42-го. Оттуда я улетел на УТ-1.
А вот Ил – полный капот получился в 49-м году, толи осенью ранней то ли поздней весной, решили самолеты Яки и Илы пробовать использовать на бензине Б-70. А до этого летали на Б-90. И вот значит, Яки не помню, а на Илах первый вылет решил сделать Барташов такой – замкомандующего. Он прилетел к нам в Кольберг, сел на Ил-2, выпустили самолет с перекрытым краном масляной системы, и на взлете винт не перешел на малый шаг, подорвался в воздух, но скорости не хватило - садился он в топкое место, и скапотировал. Я тогда на аэродроме был – мы не могли самолет поднять, чтобы его спасли – он там задохнулся.

В: Какова Ваша сравнительная оценка эффективности и средний расход боеприпасов различных пулеметов и пушек по воздушным и наземным целям разных типов?

Не знаю точно.
При хорошем попаданий 1,5 секундной очереди хватало – 8-9 снарядов.
Вот с тем ФВ-190 я его расстреливал вплотную, метров 20-30. А если знаешь, что сзади кто-то сидит – очередь дал и тикать. Не распускай элероны. А вообще, стрелять надо уметь, не умеешь, никакого запаса не хватит.

В: На какие дальности производилась пристрелка оружия и практиковалась ли индивидуальная пристрелка под требования летчика?

Не могу сказать. Нас летчиков это не волновало, я только знал о том, что если 0 четвертей - в центре держи, если скорость большая выносишь на последнее кольцо, если ¼ то на одно.

В: Насколько заметным (в том числе из кабины) было дульное пламя пулеметов и пушек и затрудняло ли оно стрельбу днем?

Если стреляешь из обычных ШВАК и УБС пламя не видать, а вот из 37мм пламя видишь.

В: Не мешало?

Не знаю, вроде нет. И как бы самолет – толчок у тебя останавливается немножко.

В: Какого цвета были трассеры и дымовые следы у различных типов оружия и как хорошо они были заметны?

Белые по-моему и 37мм – тоже по-моему. Зеленый уже исключается.

В: А у немцев?

То же самое, по-моему белый. С дистанции нельзя было определить кто стреляет.

В: Насколько сильно сказывалась отдача оружия различных типов на точности стрельбы?

Не могу ничего насчет этого сказать, не обращаешь на это внимания.

В: А 37мм?

А там очередь даешь два-три снаряда. Потому что всего 28 снарядов на эту пушку давали. Ствол выходил из строя из-за перегрева ствола и разнос шел. 2-3-4 снаряда. И на Кобре тоже самое.

В: По поводу тактики:
Использовалось ли прослушивание радиопереговоров противника непосредственно в полете?

Не могу сказать. Нет вроде.

В: Практиковалось ли наземными службами наблюдения предупреждение советских летчиков о появлении в воздухе наиболее опасных летчиков-асов противника?

Никто не предупреждал об асах.

В: Как часто использовались истребители для действий по наземным целям (штурмовка, бомбардировка) в Вашем подразделении?

У меня что-то около десяти штурмовок. Штурмовки истребителями в основном применялись при операции по снятии блокады. А так зачем истребителю, главное-то предназначение воздушный бой… Вот при снятии, штурмовики не вылетали, а нас использовали самостоятельно.
Вот у меня вылет на штурмовку под Ропшей, Нарвского тракта, западнее Нарвы дело было – Сусанин Женька вел.
А для штурмовиков была очень плохая погода, а если и вылетали – им прикрытие не нужно было, какой воздушный бой будешь вести на высоте 50 метров – только смотри, чтобы не врезался в дерево. Вылетали парой, максимум четверкой.

В: Какие типы наземных целей приходилось атаковать чаще всего?

Наземные войска, автотранспорт, машины, один раз атаковали колонну танков. По повозкам, штурмуешь шоссе, кто там не знаешь, штурмуешь.

В: Колонны оборонялись?

Не помню. Там иной раз даже если они оборонялись – ты не заметишь. Если они и стреляют, ты то вперед идешь.
Вот когда мне пробили руль поворота – я видел трассы, перелетал линию фронта.
А так очередь дал – и дальше, не будешь же делать круг из-за повозки. Или когда штурмовали под Кингисеппом – сплошная завеса огня.

В: Как Вы предпочитали производить атаку воздушных целей (ракурс атаки на разные типы самолетов, выбор точки прицеливания, дальность открытия огня, выход из атаки)?

Сзади. Сверху, или снизу, с задней полусферы, на лобовых у меня всего один раз.
Метров 100-50. В этих пределах. Вот когда Петрухина сбили, я стрелял метров 25 было всего. Когда ФВ – метров 30 было, не больше, если я видел, в чем он одет. А вот последний под Кенигсбергом – здесь я стрелял метров 300, наверно, было – на Як-9Т.


Постановка боевой задачи. Зима 1945 года. Тихомиров с парашютом у своего Яка.

В: А как Вы идентифицировали сбитие?

А это были данные штурмовиков. Сам я не видел. У нас только подтверждение штурмовиков.

В: Насколько серьезную опасность, по Вашему мнению, представляли стрелки бомбардировщиков?

Они для меня никакого… я единственное что я вот не помню, по-моему был или нет стрелок на Ю-87 – был он или нет, почему-то он в меня не стрелял. Не могу сказать.
Про Хейнкель – не помню, отстреливались ли.

В: Какие маневры помогали избежать поражения от стрелков?

Не было. Если не стреляли, чего маневрировать?

В: Какие приемы Вы использовали для выхода из боя и отрыва от противника?

Отваливаешь и пошел. Иной раз, когда у меня боезапас кончился и время барражирования закончилась, я в облако и ушел – отрыв.

В: Поощрялось ли в Вашем подразделении использование нестандартной, индивидуальной тактики, какова была Ваша излюбленная тактика, маневры и тактические хитрости?

Не помню никаких. Обычные. Допустим, я был противник держаться как можно ближе к штурмовикам – противник. Был и до сих пор остаюсь, я должен иметь свободный маневр. Вот идешь с ним – как бы я не хотел быть смелым, храбрым, мужественным – жить хочется всем, буду вплотную – меня собьют и его. А когда я выше и сзади – он мимо меня не пройдет. Пусть 200 летчиков прикрывают один бомбер, но я могу сбить этот бомбардировщик, сумею, набрал высоту и пошел в пике.
И вот я могу сказать свою тактику – в 45-м году примерно в феврале месяце стояли мы на Эезеле – была тактическая конференция. И вместо того чтобы комполка замком полка по летной подготовки, три комэска, Тихомиров делал доклад – использование И авиации при сопровождении штурмовиков. Штурмовики меня любили – даже звали.
Как-то дали мне задание – планировался один боевой вылет – удар штурмовой авиации по базе катеров немцев в Рижском заливе. На восточном берегу. Там должен ведущим был быть 2ГСС Мазуренко. И планировалось меня поставить – мое звено – в непосредственное прикрытие Мазуренко. Что б я мог сделать, только собой прикрыть. Я был противник этого - я истребитель – должен иметь скорость и маневр. Должен видеть штурмовиков, а быть собаченкой на привязи это все равно как…
А разные группы… Одна идет вперед и расчищает воздух над кораблями, а потом подходит группа непосредственного прикрытия метров 300 выше.

В: На какую тактику делался упор при обучении летчиков-истребителей, как Вы оцениваете уровень подготовки летных кадров на разных этапах войны?

Может, летчики подготовлены к обычным полетам, ну а навыки боевые прививаются только в бою. Они все приходили с нормальной летной подготовкой. Чтобы мы их доучивали – этого не было, они очень быстро вводились в строй.
Иной раз погибали молодые – Гончарук – я был наверно в отпуске в это время, он погиб над Церелем, вылетели они на сопровождение – его сбили. Погиб летчик молодой Хрипунов, он был подбит, садился неудачно на болоте между Нарвой и Кингисеппом или Веймарном. Погиб и молодой летчик Мандоров – в Рижском заливе. Его мать старушка к нам в Борки приехала – ищет летчика рассказать как погиб ее сын…

В: Практиковались ли вылеты с неполной заправкой для облегчения самолета?

Только полностью. Таких случаев чтобы не полностью заправили – не было. Не вижу необходимости так облегчать. Вот на Миг-19 чтобы набрать нужную высоту – сняли часть вооружения, чтобы У-2 перехватить, а на истребителе во время войны – откуда. Может это нужно войскам ПВО, но мне-то сопровождающему илы – мне нужно горючее, они из Котлов летали, да под Таллинн.
Вот допустим, когда у ме6ня погиб Дорошенко Коля, вот если б я его не отпустил из-за малого количества топлива, он может не погиб бы, и я его от Кунды отпустил, но я его предупредил по радио – ни в коем случае не набирай высоту – а они набрали высоту. Его сбили над Б.Тютерсом – где-то в этом районе. И я был удивлен, для меня… Я когда прилетел, такой вылет был, что…. Трудно себе представить. Вот шла пятерка Батиевского, восьмеркой я прикрываю, сзади идет пятерка Банифатова, его прикрывает, Марков восьмеркой. Я Батиевскому – давай. У меня над целью сбивают Симутенко, но я горбатых всех привел. И возвращаемся домой, я слышу, что 3-ю эскадрилью и Банифатова «раздевают», но я не могу бросить своих, и у меня ведомого нет. Вылез из самолета, подходит механик, - докладывает – Дорошенко сбит, Круглов сбит… а что Круглов – тоже якобы сбит. Я сразу 2х истребителй потерял, а там по-моему истребителей потеряли, раздели штурмовиков, такая неслетанная группа была у Маркова – сам Марков тогда – стали делать ротацию стали присылать с ДВ, появилась мания обиды у дальневосточников – все думали война это прогулка, что ордена это так себе…
У нас был летчик такой Ларионов, так вот он учинил дебош с этими, с бабенками, и решили его так сказать наказать – офицерское собрание, тогда уже было, и Тихомиров решил выступить - у нас были кителя где ордена, и просто х\б и ворот всегда расстегнут. И после меня стал выступать Марков – вот, пуговицы не чищены, расстегнут, не брит… А Голосов Иван – подожди, Марков, тебе немцы самому ворот застегнут. А Марков с женой приехал, как Волочнев. Такой комэск который не имел боевого опыта – его комэском нельзя, у него и замом был Лучинский – тоже не имел опыта и вот они повели эту самую восьмерку.

В: Перенимали ли советские пилоты какие-либо тактические приёмы у немецких или союзнических пилотов?

Не знаю, я не могу ответить на этот вопрос. На свободную охоту я не летал, немцы летали, и Кожедуб и Покрышкин летали – все зависит от того, какое назначение. А у нас одна тактика была – прикрыть.

В: Соответствует ли истине утверждение о том, что ведущий, потерявший своего ведомого, сам переходил в ведомые?

???. Если он в прошлом боевом вылете летел ведущим, то в следующем вылете он может и ведомым. Представьте себе, что нужно сформировать восьмерку – летчиков нету… когда меня вводили в строй я был ведомым у старшего летчика – а должность у меня была ком звена. Вот Гапонов – его взяли ведомым к замкомандира АП. А свободного летчика – почему не взять. Я – замкомэск, а полетел ведомым у КАП. Это от наличия летного состава, а не из-за того, что он потерял ведомого, он ведь не мог защитить ведомого. Я знаю, что комэсков сажали и стрелком радистом.

В: Штурмовики?

Да. Наказание

В: За что?

Тогда когда наши две группы штурмовиков ударили по нашим кораблям в районе банки Вигрунд. Конечно, попали – как одного, так и другого тут же сняли с должности и пообещали посадить стрелками-радистами – набираться опыта, сидеть задом к летчикам. Из-за этого обоих не представили к ГСС, хотя один из них имел 120 бв (Пал Палыч Бондаренко, вроде из 7 гшап). Или Сашка Пилясов – тоже около 80 бв.
На кораблях были повреждения. Опять ведь Тихомиров был замешан в этом: вдруг сообщают, что идет морской бой в районе б. Вигрунд. Немедленно на разведку – а штурмовикам готовиться на вылет. Я полетел, кажется, с Гапоновым – нашли мы немецкие корабли, уже боя не было – они отошли от б. Вигрунд, я сообщил место нахождения и скорость и сообщил «ударной аваиции работать невозможно – видимости нету – только под собой можно видеть». Прилетаю на аэ – штурмовики уже пошли – АЭ Пилясова и АЭ Пал Палыча (он умер в Ростове) и они ударили по своим кораблям.
Мною тогда не интересовались, потому что радисты записали данные – где корабли и погодные условия. Если не умеешь быть командиром как летчиком, давай будешь стрелком-радистом - сидеть к летчику задом. Было это приблизительно в июне-июле месяце 44-го года.

В: Так, ветерана зовут Володченко Петр Леонидович, он был флотским летчиком-истребителем, прошел финскую, ВОВ и японскую кампанию. Выпускник Ейского училища, служил сначала в 13ИАП, потом в 31 ИАП КБФ. Слышал ли о таком?

Не знаю, не слышал.
В 13-м полку был Голосенко, преподавал в академии высокий стройный мужчина.

В: ШКАСы действительно были "бесполезным" оружием?

Шкас конечно это большая скорострельность, но калибр сам по себе… и дальность стрельбы… и не случайно их заменили, у меня их не было.

В: Какие двигатели стояли на истребителях Як-7Б - М-105ПА или М-105ПФ?

По-моему ПА. ПФ появились я думаю, у нас в полку, если память не изменяет, я могу ошибиться, что мы летом 44-го года получили несколько самолетов – как раз ПФ, но он шел как двойной наддув. Несколько Як-9. Такие самолеты были.

В: Они были лучше?

Я на них, по-моему, не летал, или забыл.

В: Самая большая высота на которой пришлось вести бой? На каких высотах бои велись в основном?

Самая большая высота – это 1000 метров, больше – может до 1,5 и то, это бой был, когда над переправой, юнкерсов гоняли, да бой который вел я над Карельским перешейком когда наши войска освобождали Выборг.
Не было никакой надобности вести бои на большой высоте.

В: Как оцениваете Як-7Б по сравнению с Як-9 (общее впечатление - какой лучше, какой хуже, опять-таки скорость, динамику разгона, скорость крена, горизонтальную и вертикальную маневренность, и обязательно вооружение - 20мм ШВАК+2х12,7 УБС на Як-7Б против 20мм+12,7 мм или 37 мм+12,7 на Як-9)? Да и вообще, хватало ли мощности вооружения для надежного поражения самолетов противника?

Считаю, они в управлении были одинаковые, я различий не видел. Вот Т - тяжелый и на посадке и на маневрах, тяжеловат. А те все были одинаковые. Может, отличались самолеты – это самолеты Як-9ДД. Но у нас их не было.

В: А у вас были Як-9 или Як-9Д?

Не помню. Як-9ДД может, были в 21-м полку и в 15-м полку. Почему? 15-й вел разведку, он летал даже из Ленинграда и до Таллина – вот Шапкин ГСС он получил за фото противолодочной сети у Таллина. 21-й прикрывали минно-торпедную авиацию – далеко ходили, а нам они были не нужны, прикрывали штурмовики.

В: А Як-3? На боевые летали?

Я не летал. Беляев летал, а еще Слепенков.

В: По той же схеме (общее впечатление - какой лучше, какой хуже, опять-таки скорость, динамику разгона, скорость крена, горизонтальную и вертикальную маневренность, и обязательно вооружение) сравнить Як-7А, Як-7Б и Як-9 с истребителями противника - Ме-109Г и ФВ-190? В чем наши самолёты уступали, в чем превосходили?

В частности, наши самолеты не уступали. Все зависит иной раз, ведь кроме матчасти должна быть голова у летчика. Я считаю, что допустим, если учитывать вернее Лавочкин и наш Як – Як на малых высотах, Лавочкин на больших высотах, и немецкие самолеты, если определить их данные. Я думаю, были равные данные.
У них мессершмитт был сильнее, чем ФВ, потому что по воздушным боям, маневренным боям у мессера была маневренность лучше.

В: Мессершмитт против Як. По воспоминаниям летчиков не складывается единой и простой картины какой был маневренней. Один утверждает - Як, другой – Мессер.

Оба могут быть правы. Кто как. Вот для меня сложнее было вести бой со 109-м и легче с фоке-вульфом. Каждый по-своему судит.

В: Какие прицелы стояли на Ваших истребителях - коллиматорные или ВВ (кольца нарисованные на лобовом стекле)? Как оцениваете точность этих прицелов?

Коллиматорные. Нормально прицеливаться было.

В: Общее впечатление от истребителей Яковлева - любил или не любил, были на уровне или "дровами"?

Могу сказать одно, что Яковлев – это отличный самолет, это труженик был во время войны, это простой самолет был, а по ттд он не уступал.

В: А если бы предложили – выбирай машину?

Только «Як». Вот такое мнение мое.

В: Какие бы качества (положительное или отрицательное, или то и другое) у "яков" отметили бы особо?

Ничего отрицательного в нем не вижу. Те, боевые задачи Як выполнял – устраивал, высоты мне не требуется, вооружение – крупное нужно по наземным войскам, бомбардировщикам, а при сопровождении… Самолет и самолет. Самое сильное – простота этого самолета. Это посредственная подготовка летчика, а вот Лавочкин – уже нет.
Ведь в свое время Миг был лучшим самолетом и недаром этот МиГ был на вооружении ПВО, Яковлевых не было в ПВО, были, но не в таком количестве как МиГ. У него преимущество – и скорость и высота. Як с ним не мог конкурировать.
Для Лавочкина летчики требуются приличные – если только при посадке дать ручку резко на себя – фюзеляж ломается. Так и Миг – скорость, высота, но требуется летчик и аэродром. А так все почти били самолеты – сержанты (в Сызрани). И не даром этот Федорук говорил – нач. аэроклуба – отдай мне своих летчиков – переучу их. Потому что у нас у всех… были летчики… забыл фамилию Емельянов был… - вот их надо было только держать на По-2.

В: Удавалось ли пилотам в действительности сбивать открытое пламя скольжением?

У Беляева только пожар был – когда он горел – но как он сбивал, не знаю.

В: Как влияли перегрузки на работу с прицелом и точность стрельбы?

Думаю, что на большой скорости я хватанул ручку – у меня отключалось зрение, мурашки, а так – перегрузки они не сказываются, вот на пилотаже как хватанешь, а потом отпустишь…

В: Как часто боевые повреждения давали о себе знать во время посадки:
Невыход шасси, прострелы пневматиков.
Невыход, или несимметричный выход закрылков.
Отказы тормозных систем.

У меня не было. У других все нормально было более-менее. Один раз я сажал на одно колесео. Как-то посадку делал на живот, - двигатель отказал на Эзеле и я сел. Зимой. После отремонтировали и летал.

В: Использовались ли кодовые слова для радиопереговоров, какие, в каких случаях?

Открытым текстом. Никакого кода не было.

В: Как часто приходилось нарушать РЛЭ? По каким пунктам преимущественно?

Разве немец спрашивал – ты по инструкции летаешь или нет? А что касается… ну вот если так – нарушать. Вот когда операция была под Ленинградом – на 50 метров вылетали на штурмовку. Какими наставлениями было вылетать парой на 50 метров на штурмовку?

В: Для каких боевых задач Яки подходили лучше других истребителей? Для каких - хуже?

Я хотел бы быть свободным охотником… Для выполнения боевых задач не выше 2-3 тыс метров, где можно использовать его максимальные возможности.

В: Еще вопрос, не совсем технический, но все же: Как относились политорганы и командование к эпизодам, когда не стали сбивать противника, хотя и могли?

Да пусть идет. Меня будут ругать и могут так сказать раздеть, если в это время собьют ила. Приоритет за штурмовиками. А во время обычного боя – либо я либо он. Уклониться в обычном бою – на выбор летчика.
Может, я и маху дал, может, и остался инстинкт самосохранения. Вот 8 мая, 45-го года, возвращаемся с боевого задания и Тихомиров видит как с аэродрома Борнхольм взлетают транспортные самолеты. Я могу атаковать, война не кончилась, увеличить свой боевой счет, но могу ли я быть гарантированным от того, что не появится один истребитель и собьет штурмовик. Тут начнется самое интересное - Где был Тихомиров? Ах, он погнался за увеличением личного счета, наград еще захотелось? Поэтому, мы истребители, не отвлекались. Вот 2ГСС Попков, он пишет – это очень сложная задача прикрывать штурмовиков для истребителей.


Летная книжка В.А.Тихомирова

Май 2006

 

© Oleg Korytov, Andrey Dikov 2006

Дата публикации: 22.08.2010
Авторы: Олег Корытов, Андрей Диков

 

Реклама