Главная >> История >> Документы Великой Отечественной >> 10.07.1941
Секретно
ВЫВОДЫ ПО БОЕВОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЗАПАДНОГО ФРОНТА
I. Действия противника днем
За период с 26.6 по 8.7.41 г. характерными особенностями в боевых действиях военно-воздушных сил противника являются следующие:
1. Истребительная авиация (Ме-109 и 110) в основном используется на прикрытие района действий своих наземных войск, аэродромов для обеспечения боевых действий бомбардировочной авиации на ближних дистанциях. При налетах на наши аэродромы истребители противника не проникают дальше 50 — 80 км за линию фронта. Действуя по прикрытию своих войск над линией фронта или в местах сосредоточения, истребители противника патрулируют в воздухе группами от 3 до 9 самолетов (непрерывное патрулирование производится только на ответственных участках и объектах). При появлении наших самолетов противник, используя радио, поднимает дополнительные силы в воздух. Это делается иногда без учета, в результате чего на Бобруйском аэродроме 28 - 29.6.41 г. штурмовиками 4-го авиационного полка в период 9.00 - 10.00 было уничтожено на земле 30 - 35 истребителей Ме-109, после того как они произвели три вылета для борьбы с мелкими группами штурмовиков этого же полка.
Действуя по нашим аэродромам, истребители противника применяют различные методы:
а) Впереди идет одно звено или несколько одиночных самолетов при временном интервале в 30 - 40 минут. Наши поднявшиеся истребители за это время вырабатывают горючее и вынуждены идти на посадку. В этот момент вылетают основные силы (одна или две девятки истребителей) и с высоты бреющего полета расстреливают самолеты на аэродроме, как на полигоне, становясь в круг и делая по нескольку заходов.
б) Приходят сразу две группы — одна на высоте, другая — на высоте бреющего полета. Задача первой группы — отвлечь наших истребителей, а вторая же группа атакует аэродром с бреющего и пулеметным огнем зажигает самолеты, находящиеся на земле. Действуют нахально, вплоть до того, что гоняются за отдельными людьми и автомашинами на земле, но при малейшем организованном отпоре атаку прекращают и уходят.
в) В бой с нашими истребителями вступать избегают; при встрече организованного отпора уходят даже при количественном превосходстве на его стороне. На советские аэродромы, где базируются истребительные части, ведущие активные действия и давшие хотя бы раз отпор немецко-фашистской авиации противник массовые налеты прекращал.
2. При действиях против наших бомбардировщиков типа СБ использует основной метод — сзади в хвост, огонь открывает с ближних дистанций, используя свое преимущество в скорости. На Пе-2 нападают неохотно, на большой скорости, преследование быстро прекращают.
3. Противник активно применяет истребительную авиацию по наземным войскам непосредственно на поле боя, одиночными самолетами и группами с малых высот, расстреливая машины, повозки, людей и особенно орудийный расчет.
Действия бомбардировочной авиации противника
1. Если в начале войны противник совершал налеты на наши города одновременно крупными группами (по 40 - 60 самолетов), то в настоящее время действия ограничиваются мелкими подразделениями от звена до 12-15 самолетов. При действиях непосредственно на поле боя и по передовым аэродромам нашей авиации на глубину до 30 - 50 км от линии фронта бомбардировщики прикрываются истребителями (налеты на Витебский аэродром — 20 бомбардировщиков и 10 Ме-109).
При отсутствии противодействия или слабом противодействии противник в основном действует по наземным частям с малых высот (от 100 до 800 метров) небольшими группами в 2 - 3 самолета с временным интервалом 10 — 20 минут. По нашим аэродромам, железнодорожным узлам противник действует одиночными самолетами и группой в составе 3 - 8 - 10 самолетов, умело используя облачность. Бомбометание производит в несколько заходов даже при противодействии нашей истребительной авиации и зенитной артиллерии (при действиях по Могилеву 2.7.41 г. 4 самолета До-17 и 1 самолет Хе-111 произвели с высоты 1000 - 1500 м 8 заходов, используя облачность и дождь, но все были сбиты И-16).
II. Ночные действия
1. Противник ночью летает на большую глубину вдоль линейных ориентиров (на объекты, разведываемые заранее днем) одиночными самолетами или парами с 5 - 10-минутным интервалом, делает по нескольку заходов с разных сторон, на различных высотах, используя осветительные бомбы (один подсвечивает, второй сбрасывает бомбы).
2. Второй способ: бомбардировщики следуют группами по 2 - 3 самолета, над целью расходятся в разные стороны, чем рассредоточивают огонь зенитной артиллерии. Иногда применяют и такой метод: за 10 - 15 минут до удара приходит один самолет, привлекает на себя прожекторы и зенитную артиллерию, а в это время группы бомбардировщиков с разных сторон производят бомбометание.
3. Меткость бомбометания по целям посредственная. В основном бомбометание производится по площади. При налетах на аэродромы удары производят по опушке леса, учитывая возможность маскировки там самолетов и нахождения летно-технического состава и штабов в лесу возле аэродромов. В основном ставится цель в первую очередь самолеты и во вторую — живую силу.
Тактика действий и приемы бомбометаний шаблона не имеют. Отмечались случаи, когда немецко-фашистские летчики шли на хитрость: 2 - 3 самолета типа Ю-88, привязавшись в хвост нашему разведчику, над аэродромом выпускают шасси, снижаются, заходят вдоль границ аэродрома и с высоты 400 - 500 м неожиданно бомбят и ведут пулеметный огонь (налет на аэродром станция Быхов 28.6.41 г.). Одиночными самолетами или группой с большой высоты планируют с убранным газом, используя солнце.
Воздушные силы Западного фронта до настоящего времени не учитывают в своих действиях методов и хитрости противника, в результате чего несут основные потери на земле, а не в воздухе.
Основные ошибки в применении наших военно-воздушных сил следующие:
Истребительная авиация. Зачастую при появлении одного — двух самолетов первой или второй группы противника взлетают почти все наши истребители. После ухода производят посадку и сами попадают под огонь его основной группы. Нужно:
1. Командирам полков строго распределить эскадрильи и звенья по очередности вылета по тревоге, чтобы не оказаться к моменту прихода главных сил авиации противника без истребителей, не могущих вылететь из-за отсутствия горючего.
2. Как можно больше использовать полевые площадки для рассредоточения. В некоторых случаях нужно смелее базировать отдельные звенья и шестерки в непосредственной близости к фронту (20 - 25 км). На эти полевые площадки посадку производить с рассветом, выделив на них обеспечивающие группы (технический состав, бензозаправщик и стартер). Эта группа выезжает ночью на место для встречи и обслуживания. Вечером возвращается обратно. Такое базирование на передовых полевых площадках дает возможность авиации держать тесную связь с общевойсковым соединением, которое необходимо прикрывать. Если нет подходящей посадочной площадки, необходимо выделить ответственного штабного командира с рацией в штаб наземных войск. Этот командир должен иметь право вызывать в нужный момент свою авиацию и управлять ею. Для вызова авиации использовать простейший код.
3. Истребительную авиацию необходимо использовать для уничтожения авиации противника на его аэродромах, хотя бы в 50-км зоне от линий фронта. При атаке аэродромов не ограничиваться простым проскоком с хода, а если позволяет обстановка, уничтожать материальную часть в несколько заходов. Налет 4-го штурмового авиационного полка на Бобруйский аэродром показал, что противник, застигнутый на аэродроме, бросил материальную часть даже с работающими моторами и убежал. В результате 4 самолета Ил-2 уничтожили до 20 самолетов противника.
4. Действовать мелкими группами в 3 - 6 самолетов, имея всегда наготове дополнительные звенья для усиления своих сил в воздухе.
5. Командиры и летчики-истребители должны помнить, что основной задачей истребителей является уничтожение материальной части военно-воздушных сил противника, прикрытие действий своих военно-воздушных сил путем сопровождения бомбардировщиков к цели и прикрытие действий своих войск при выгрузке, на марше, в местах сосредоточения и на поле боя. До сего времени эти задачи выполняются слабо. Наши же истребители занимаются прикрытием своих собственных аэродромов.
Бомбардировочная авиация. Проявляя отвагу и смелость, летчики, летая на СБ, Р-Зет, Р-5, несут большие потери исключительно потому, что не учитывают боевой обстановки, ходят большими группами (девятка), не позволяющими свободно маневрировать. Облака, солнце, малые высоты и скорость не используются. При встрече с воздушным противником все эти тактические элементы не учитываются, группа рассыпается, и одиночные самолеты становятся жертвами истребителей противника. Кроме того, руководящий состав не учитывает особенностей использования старой материальной части. Вместе с современными самолетами Пе-2, Су-2 и другими используют старые самолеты на полный радиус в тылу противника. Нужно немедленно отказываться от этого. Из самолетов СБ, Р-Зет, Р-5 в дивизиях необходимо создать при одном полку ночную группу. Использовать эти самолеты для ведения боевых действий и разведки ночью на глубине 50 - 100 км от линии фронта. В дневных условиях легкомоторную авиацию использовать в крайнем случае только на поле боя в качестве бомбардировщиков под сильным прикрытием своих истребителей в районе действий.
Части, вооруженные Пе-2, Су-2, Ил-2, использовать небольшими группами (звено, шестерка), нанося удары эшелонировано с временными интервалами 10 -15 минут. При действиях на небольшую глубину необходимо отрабатывать вопросы взаимодействия с истребителями, исходя из радиуса последних (МиГ-3, И-16). При выполнении задач без истребительного прикрытия нужно использовать облачность, солнце. Атаки производить с планирования с задросселированными моторами и действовать мелкими группами (1 - 3 самолета). Это дает возможность свободного маневра и удлинит время воздействия нашей авиации на противника, а также увеличит его потери и моральное воздействие на немецко-фашистские войска. Научить и потребовать от летчиков и экипажей учитывать обстановку и наносить удары по живой силе и технике противника с различных высот, снижаясь до малых высот с целью наиболее эффективного использования прицельного огня. Пикирующим бомбардировщикам производить атаку с пикирования.
Вменять в обязанность экипажам (как разведчикам и бомбардировщикам, так и истребителям) при нахождении над территорией противника вести разведку, уметь определять линию фронта по положению войск на земле. Полностью использовать радио. Приказать экипажам немедленно сообщать по радио условным кодом об обнаружении наземного противника и аэродромов с материальной частью.
Командирам частей, соединений, высылающим разведчиков, иметь наготове бомбардировочные или истребительные подразделения, которые поднимать в воздух для атаки обнаруженного противника на основании донесений разведчика по радио. Существующая система разведки и доразведки не обеспечивает быстрого получения данных об обнаруженном противнике. Эти данные штабы получают после посадки самолета, на что уходит до двух часов и более. В результате ценность данных теряется, противник или уходит, или успевает безнаказанно дойти к месту назначения и вступить в бой с нашими наземными частями, будучи в полном боевом порядке. Разведчики же противника широко используют радиосвязь для вызова своих бомбардировщиков для действий по нашим войскам, аэродромам и железнодорожным перевозкам.
Чтобы предупредить проникновение самолетов противника, идущих в хвосте наших самолетов при возвращении на свой аэродром, командирам соединений установить аэродромы отсечения, на которых иметь дежурные звенья. Своим приказом установить истребителям ворота и высоту при возвращении на свой аэродром.
Маневрирование авиацией с целью рассредоточения своих полков по аэродромам до сего времени осуществляется плохо. Части по привычке мирного времени базируются зачастую полком в полном составе на основных аэродромах, совершенно не используя хорошие полевые площадки, которые не известны противнику. Базируясь на основных аэродромах, наши части несут большие потери. Командирам соединений и частей нужно немедленно научить свои части маневрировать аэродромами, рассредоточив на все полевые площадки подразделения полка. Связь осуществлять ночью автомашинами и днем самолетами. Батальонам аэродромного обслуживания научиться бесперебойно обеспечивать полк на нескольких аэродромах. Под личную ответственность командиров соединений и начальников районов авиационного базирования оборудовать как минимум по два ложных аэродрома на дивизию, установив на них макеты и создав видимость действующих аэродромов.
На площадках самолеты замаскировать, для чего прорубить просеки на опушке леса, кустарника, сделав сверху навес, маскировочные сети. Для истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков Пе-2, где позволяет грунт, вырыть в земле полутраншеи, сверху устроить земляной навес, который бы предохранял самолеты от пуль. Широко применять рассредоточенный порядок расстановки самолетов и их камуфляж, сообразуясь с окружающей местностью.
Командирам частей и соединений научить свои части и подразделения без снижения боевой готовности на ночь и в предвидении налета военно-воздушных сил противника днем производить перебазирование авиации на тыловые аэродромы, для чего теперь же в районах расположения дивизий наметить две линии аэродромов — передовую и тыловую. Базирование подразделений бомбардировщиков производить совместно с подразделениями истребителей (1 - 2 эскадрильи бомбардировщиков и 1 эскадрилья истребителей). В крайнем случае, истребителей всегда располагать на аэродромах, находящихся ближе к фронту по отношению к аэродромам бомбардировщиков.
Небрежность личного состава и отсутствие элементарных требований по выполнению Наставления по производству полетов (НПП-38) со стороны руководящего состава приводит к преступному выводу из строя самолетов летчиками на своих аэродромах: поломки, аварии при посадках, наруливание самолета на самолет при взлете и посадке, посадка на фюзеляж в результате того, что летчик забыл выпустить шасси, частые потери ориентировки. Все это свидетельствует об отсутствии требовательности в поддержании дисциплины и непонимании рядовым и руководящим составом величины ущерба, наносимого воздушным силам Краской Армии в столь напряженный момент.
Командирам подразделений, частей и соединений немедленно разъяснить всему летному и техническому составу, что боевая обстановка требует от всех высокой воинской дисциплины, особенно в летной работе. Потребовать от всего состава строгого выполнения приказов, уставов и наставлений. Нарушителей привлекать к самой строгой ответственности.
Командующий военно-воздушными силами Западного фронта
полковник НАУМЕНКОНачальник штаба военно-воздушных сил Западного фронта
полковник ХУДЯКОВ10.7.1941
Реклама |
|