13 января 1942 г.

  Главная >> История >> Документы Великой Отечественной >> 13.01.1942

 

Секретно

УКАЗАНИЯ ПО ВЫВОДАМ ИЗ ЕЛЕЦКОЙ ОПЕРАЦИИ

Наступательные операции предопределяют подвижность и маневр по фронту и требуют учета некоторых особенностей в нашей практике.

I. Управление и связь

1. Основой связи армейской авиации должно быть радио; остальные средства, в том числе провода, нужно применять как дублирующие.

Для управления целесообразно использовать примененную в Елецкой операции кодовую таблицу, которая позволяла ставить задачи, уточнять их, составлять донесения о действиях, вылетах, погоде и т. д.

2. Для лучшей подготовки экипажей необходимо задачи и цели указывать накануне вечером и уточнять их утром.

3. Опыт показал, что до сего времени наземные войска неохотно обозначают себя днем и ночью. Необходимо перед началом операции добиться того, чтобы общевойсковые начальники дали указания своим частям о заготовке полотнищ и обозначении своих войск по требованию самолетов.

Обозначение ночью производить кострами, в лощинах и ямах. Так как обозначение всего фронта затруднено, то обозначать кострами определенные пункты.

4. Научить и потребовать от разведчиков и экипажей, вылетающих на выполнение боевых задач, точных донесений о виденном в полете. Запретить такие донесения, как «колонна танков и автомашин до 100 единиц», где может быть 90 танков и 10 автомашин и наоборот 90 автомашин и 10 танков. Естественно, что значение этих колонн будет различно.

Потребовать составления донесений не только о вылетах на боевые задания, но также о невылетах по условиям погоды или по другим причинам.

Необходимо установить, чтобы данные о воздушной разведке и боевых действиях авиации доносились в течение дня, не ожидая оперативных и разведывательных сводок.

5. Наличие ночных полков Р-5 и У-2 позволяет вести ночную разведку. Необходимо обеспечить их разведывательные действия организационно: обозначение своих аэродромов ракетами, кострами (в стороне) и т. д.

II. Боевое применение

1. Части военно-воздушных сил привыкли действовать по мотомеханизированным колоннам, по колоннам войск, по крупным целям и не имеют достаточного опыта в действиях по целям на поле боя. Необходимо:

а) ставить задачи для действий не в районах, а в определенных пунктах;

б) обеспечить прикрытие своих войск не в районах, а в определенных, наиболее важных пунктах, где имеется наибольшее сосредоточение своих войск;

в) в целях содействия войскам при прорыве обороны противника необходимо уничтожать мелкие цели, например, минометные батареи, артиллерийские позиции и т. д., поэтому экипажи должны обязательно иметь карты крупного масштаба (1:100000), в крайнем случае хотя бы у ведущих, так как искать мелкие цели по имеющимся в частях военно-воздушных сил картам 500 000 чрезвычайно трудно.

2. Тщательно наблюдать и изучать, каким составом групп действует противник. На основе этого стремиться посылать на боевое задание группы большего состава, чтобы обеспечить превосходство при встрече с противником.

3. Для борьбы с отдельными самолетами-разведчиками и бомбардировщиками противника необходимо базировать в районах главных группировок своих войск истребителей (засада на земле для взлета по зрячему). Учитывая трудности при подготовке аэродромов, выделять самолеты-истребители преимущественно на лыжах и с лучшими летчиками.

В районах прикрытия важных объектов обязательно создать посты наведения, так как имеются часто случаи, когда летчики не видят самолетов противника даже на близком расстоянии.

4. Ввиду неустойчивой погоды в зимних условиях необходимо выделять и иметь в штабах дивизии и военно-воздушных сил армии списки лучших экипажей, летающих в трудных метеорологических условиях с тем, чтобы в плохую погоду не прекращать боевого воздействия на противника.

5. Еще не все экипажи бомбардировщиков, даже при отсутствии противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии, обстреливают цели пулеметным огнем.

Зачастую донесения о результатах атак представляются только на основе личного доклада экипажей. За результатами атак установить контроль фотографированием.

6. Опыт применения ночных полков У-2 показал, что при хорошей организации их вылетов они являются хорошим средством для беспрерывного воздействия на противника. Причем в ночном полку У-2, имевшемся у генерал-майора авиации Скрипко, за всю операцию потерь в материальной части и личном составе не было. Для увеличения количества боевых вылетов и для простоты управления ночными полками У-2 необходимо их дислоцировать как можно ближе к линии фронта (15 - 20 км), вблизи населенных пунктов.

7. Для лучшей организации взаимодействия с наземными войсками от авиационной дивизии обязательно посылать в наземные части офицера связи, возложив на него следующие основные задачи:

а) доносить командиру авиационной дивизии об изменениях обстановки;

б) передавать заявки командира войскового соединения;

в) наблюдать за действиями своей авиации и авиации противника, вести журналы наблюдений;

г) помогать и консультировать в распознавании типов самолетов (своих и противника), в маскировке от авиации противника;

д) следить, чтобы войска обозначали себя, в нужных случаях проверить, что фактически имеется у них из средств обозначения, знают ли сигналы и как выполняют;

е) наблюдать и доносить командиру авиационной дивизии и командующим военно-воздушными силами армий о состоянии фактической погоды.

III. Обеспечение боевой работы

1. Продвижение вперед и необходимость сохранения интенсивности боевых действий потребует подыскания и подготовки новых аэродромов.

Необходимо, чтобы:

а) группы по разведке аэродромов двигались совместно с наземными войсками, подыскивали аэродромы и начинали подготовку их сразу же после занятия этой территории;

б) в условиях зимы отказаться от использования старых, известных нам аэродромов и подыскивать удобные поля вблизи населенных пунктов. Это даст возможность лучше обслуживать летные части и обеспечить отдых личному составу после напряженных боевых действий.

Затруднения в использовании колхозных полей обычно составляют копны неубранной соломы. Для уборки этой соломы необходимо привлекать местное население.

2. Все самолеты и автомашины окрасить в белый цвет.

3. Удар по войскам противника на земле и с воздуха, несомненно, вызовет усиление боевых действий авиации противника. Поэтому необходима тщательная маскировка аэродромов, личного состава и особенно материальной части батальонов аэродромного обслуживания. Всему личному составу обязательно иметь противогазы.

4. На каждом занимаемом аэродроме необходимо сразу же устанавливать своими силами и средствами внутреннюю связь, свою систему воздушного наблюдения, оповещения и связи, имея наблюдателей за воздухом в районе аэродрома.

Командующий военно-воздушными силами
Юго-Западного направления
генерал-майор авиации ФАЛАЛЁЕВ

13.1.42 г.

 

Назад Вверх Следующая

 

 

 

Реклама