Запас карман не трет

Главная >> Люди в авиации >> Рассказы истребителя >> Запас карман не трет

 

 

Посвящается начальнику штаба 1-ой аэ 927 иап

Запас карман не трет
быль

 

Лето 1984 года. Баграм. Очередная Панджшерская операция шла на убыль. Высшее начальство еще сидело в Баграме, но явно чувствовалось, что скоро свалит в Кабул, - там все ж дворец! Войска прошли ущелье и обосновались в Анаве, донимая духов частыми десантами, духи ушли в горы и огрызались набегами на дороги.
В период операции на четыре-пять ударов по заранее заданным целям (на них приходили распоряжения накануне), выполнялось в три раза больше вылетов по вызову. Вызов обычно производился с ВзПУ Ан-26 открытым текстом:
- Звено «веселых» («грачей», «стрижей») в такие-то район и квадрат.
Прослушивание канала велось, кроме КП, и в высотном домике – сарае из бомботары, гордо именуемом «Соколом», может быть в честь воспоминаний о вояжах на Горьковский авиазавод за самолетами, с Сахалина вроде бы тогда никого не было. После получения задачи быстро определялись состав группы, самолеты с нужной зарядкой и через 10-12 минут «колеса в воздухе».
Пространство каждой операции разделялось на районы размером 20 на 20 км, в каждом районе по сетке карты 1:200 000 размечены 100 квадратов 2 на 2 км. При подходе авиация связывалась с авианаводчиком, который уточнял координаты цели и наших войск. В крупных операциях количество районов достигало 100, а склейка карты 1:200000 с разметкой в свернутом состоянии не влезала в кабину.
Как-то в обед звонок с КП – готовиться к удару по цели в районе аэродрома. Бородатые разведчики привезли фотопланшет, все ясно: домик в зеленке на третьем развороте, удар восьмеркой, интервал между звеньями 5 минут. В связи с важностью цели смотреть удар будет сам командующий с РТ-ешки.
Выруливаем, взлетаем. После взлета на первом развороте голос командующего:
- 905, вам срочно всей группой во 2-ой район 15-ый квадрат, связь с наводчиком.
Приехали! В кабине (удар-то рядом, фотка цели в голове) только бортовая двадцативерстка - политическую географию изучать. Опрашиваю группу, Виталий (ведущий второй пары) все же штурман полка, - но карт ни у кого нет! Второе звено комэски Миши (921) уже на полосе, у него тоже пусто.
- 921, зарули без выключения, забери карту с разметкой. Старт, передай на стоянку, чтобы передали на рулении!
Выяснение вопросов штурманского обеспечения прерывает командующий:
- Никаких заруливаний, срочный взлет, наших там зажали!
Приходит на ум любимая фраза замыкающего второго звена НШ аэ Ивана М. В полет Ваня обычно брал три сумки гранат, второй АКМСу (один был в НАЗе), пару-тройку рожков и сухой паек с салом на пару суток – в случае чего, не сухой тугоплавкий шоколад НАЗа грызть, в самом худшем случае и духи сало не сожрут, им его нельзя! На добродушные подколы летчиков, Иван отшучивался:
- Запас карман не трет...!
От этого запаса истребитель, по словам ведущих, отрывался на 100-200 м позднее и сильно отставал в наборе. Вспоминаю, еще в Германии, летая со мной ведомым, на перелетах Иван старался особо не двигать РУДом, то отставал на километр, то, обгоняя, залезал вверх: топлива лишнего не бывает, мало ли что - запас не трет!
К сожалению, полетная карта в перечень важных составляющих запаса не входила – «не наша это окладуха - курсы прокладывать!».
Выполнив круг и посмотрев краем взгляда на уже не актуальную цель, идем на север с набором к Панджшеру. Второе звено взлетело и догоняет нас.
Мыслительный процесс, в связи с неопределенностью ближайшего будущего, несколько активизируется. Вспоминаю, что 2-ой район, это самый север ущелья, где-то рядом с перевалом. Утром летал туда на разведку, но район то в 400 квадратных километров, а где там 15-ый квадрат? Высота 7000, подходим к цели - горы, ущелья. Связываюсь с наводчиком, отвечает, прошу рассказать, где сидит.


Где там цель?
Афганистан, 1984 г.
Фото автора.

- Ущелье с севера на юг, от него отходит еще одно на восток, наши в конце внизу, удар по склонам 15 квадрат, по «улитке» четверка ближе к пятерке!
Шел бы ты со своей «улиткой», тут ни района, ни квадрата и все ущелья с севера на юг!
- Что еще характерного?
- Лес внизу на склоне!
Вспоминается училищная байка: курсант при потере ориентировки на запрос РП о характерных ориентирах под собой, сообщает:
- Вижу поле и маленький трактор!
Общаемся с наводчиком дальше:
- А что еще есть?
- Внизу характерный изгиб ущелья и светлое пятно.
Отличные ориентиры! Чувствую - надо ползать по близлежащим ущельям, должен же он увидеть или услышать.
- Смотри вверх и слушай, когда пройдем рядом, кричи! Что еще приметного вокруг? 921 становись в круг повыше на экономичном!
Начинаем считать ущелья. Голос, рассказывающий о характерных камнях, деревьях, птицах и насекомых, то затихал – явно удалялись, то усиливался, ну-ну, теплее, теплее. Стрелка расходомера неумолимо тикала влево, давно проскочила уже тысячу литров, подтвердив правдивость показаний загоранием лампы выработки первой группы баков.
Вдруг радостный вопль, у меня радости не менее:
- Вижу, проходите над нами, слева ответвление, удар по западному склону, ближе книзу, свои внизу!
Свои, услышав вверху шум двигателей, резво обозначили себя розовыми дымами, могли бы и раньше, хотя издалека в тени скорее всего бы не увидел!
Сваливаем бомбы в одном заходе, оставляю пару штук для целеуказания второму звену, наводчик мурлыкает, что хорошо, - похоже, туда!
Отправляю звено на точку, остаток 600 - на 150 км хватит с лихвой! Ищу Мишу, вон висят в десяти километрах на севере, залезли тысяч на 9, экономят. Взгляд все чаще клинит на расходомере – но нутром чувствую, что пока хватит. Выхожу вперед, указываю цель. Остаток 300, на табло горит не очень приятный красно-зеленый дуэт аварийного остатка и 3-й группы баков, пора домой: форсаж, набор 7000 (Д/20), далее РУД на упор СПС и до посадки его можно почти не трогать (афганская методика экономии топлива, проверенная неоднократно). Сажусь сходу с обратным стартом, РП разгоняет желающих одновременно сесть с основным. Грубо плюхаюсь на полосу «выравнивая по расходомеру», на нем минус – не до раскрутки колес. На пробеге возникает уже чисто спортивный интерес: остановится движок на рулении или нет? Хватило! На РД слышу – звено Миши садится с нормальным ПК, у них топлива больше. Замыкающим садится Иван. Понимаю, что кое в чем все-таки он был прав.
С того полета до возвращения домой в каждом полете возил с собой кипу карт со всеми районами операций - запас карман не трет!

©  Fighter-pilot 2006

Дата публикации: 17.12.2013
Автор: Ветеран 927 иап

Назад Вверх Следующая

Реклама