Авиасалон Ле Бурже-2005
Михаил
Барабанов
Часть 1.
Военная авиация
Военная авиация на Ле Бурже 2005 была представлена весьма обширно, но
действительно интересных вещей оказалось не
так много.
Dassault привычно выставляла Mirage 2000-5
Mk 2 с большим разнообразным набором
управляемого вооружения, включая КР Scalp EG
/ Black Schaheen, проданные в Грецию и ОАЭ:
1024 х 680
1024 х 680
Любопытное фото достаточно редкого вида
авиационного оружия – семейства УАБ
семейства Hakim (Al Hakeem), разработанного
в 1990-е гг GEC-Marconi (затем Alenia
Marconi Systems, затем MBDA) по специальному
заказу ОАЭ:
1024 х 680
Rafale выставлялось аж два – один
одноместный, другой двухместный, но оба
осаждались несметными толпами патриотично
настроенных французов, так что нормально
снять самолеты было почти невозможно:
1024 х 680
Забавной деталью экспозиции был Mirage IVP,
который выставлялся по случаю завершения
срока службы самолетов этого типа – 23 июня
последние машины-разведчики снимаются с
вооружения после 41 года эксплуатации
семейства Mirage IV. Всего самолеты этого
типа налетали в ВВС Франции 337 000 часов.
1024 х 680
Также был представлен Eurofighter. Я
насчитал аж четыре машины в разных углах
выставки:
1024 х 680
Была представлена информация, что к моменту
начала открытия салона для всех
стран-участниц программы было изготовлено
уже 46 серийных самолетов Eurofighter,
налетавших суммарно более 3100 часов. RAF
заявили, что совершили 1000 полетов на
поставленных им Eurofighter, и что
английские машины достигнут стадии
оперативной готовности для нужд ПВО в
середине 2007 г.
Наличествовал также Tornado F. Mk 3.
Накануне стало известно, что британское
правительство закрыло программу FOAS
(Future Offensive Air System) по разработке
потенциальной замены ударных самолетов
Tornado, в связи с чем срок службы Tornado
GR. Mk 4 в RAF будет продлен на почти все
2020-е гг. Взамен FOAS начаты исследования
насчет возможности создания в будущем (как
видно, достаточно отдаленном) ударного БПЛА.
Американцы выставляли F-15E, F-16C и
F/A-18E. Бросалась в глаза стандартная
темно-серая, почти черная окраска всех
выставленных американских строевых боевых
ЛА. Времена художеств, похоже, ушли в
прошлое.
1024 х 680
F/A-18E находился на летном поле и заснять
его вблизи мне не удалось. Вообще, с ним
связаны главные «экспортные» новости –
во-первых, он предложен американцами
Болгарии в качестве наиболее вероятного
истребителя для приобретения болгарскими
ВВС. Как выясняется, "зажигают" болгары очень
неслабо – они хотят истребитель с бортовой
РЛС с AФАР(!), почему американцы и
предложили им F/A-18E c APG-79. Как можно
понять, предлагается продажа или передача в
лизинг новых машин из числа заказанных ВМС
США. Формально в качестве возможных
участников болгарского конкурса фигурируют
также F-16 и JAS-39.
Одновременно Boeing объявил о предложении
F/A-18E Super Hornet Block II на известный
индийский тендер. Конфигурация включает БРЛС
APG-79, УР AIM-9X, контейнер ATFLIR,
дополненный аппаратурой передачи данных,
Advanced Crew Station и т.п. вкусности.
Шансы же в Индии Lockheed Martin с F-16
ввиду его «пакистанства» оцениваются как
мизерные.
Выставлялся полноразмерный макет F-35:
1024 х 680
1024 х 680
Рядом был представлен образец уникальной
вентиляторной подъемной системы LiftFan
(LiftSystem), созданной Rolls-Royce для
F-35B:
1024 х 680
Образчики современных американских
«демократизаторов» - слева комплект Long
Shot для переделки обычных бомб в УАБ с
крыльевой системой, в центре КР AGM-158
JASSM:
1024 х 680
Очень активно
рекламировался JAS-39 Gripen. Всем
желающим давали возможность не только
полазить по нему, но и «грипеновцами»
раздавалось огромное количество постеров,
календарей, сумок, ремешков и всякой прочей
дребедени. Gripen демонстрировался в
окружении множества разнообразного
управляемого авиационного вооружения
американских, европейских и израильских
производителях, демонстрируя готовность по
желанию заказчика интегрировать что угодно.
Как раз перед шоу Saab отрапортовал о
проведении огневого испытания AIM-120C-5 с
JAS-39 для чехов.
1024 х 680
1024 х 680
Образчики вооружения вокруг Gripen:
подвешена ПКР RBS 15F, слева израильский
комплект SPICE для переделки бомб в УАБ со
спутниковой системой коррекции и двигателем,
в центре УАБ Paveway II, справа американская
ракета AGM-154 JSOW:
1024 х 680
УР ближнего воздушного боя от трех «кустов»
– AIM-9X, ASRAAM, Python 5
1024 х 680
Подвешены новая УР класса воздух-воздух
IRIS-T и Maverick, лежит германо-шведская КР
KEPD 350 Taurus:
1024 х 680
КР KEPD 350 Taurus – вид спереди. Хорошо
видна ИК ГСН типа IIR. Рядом какая-то
израильская УАБ. Слева производится раздача
рекламной продукции мирному населению:
1024 х 680
Совершенно грандиозные размеры имела
израильская экспозиция, занимавшая несколько
павильонов. Следует отметить умение
израильтян выставлять все весьма наглядно, а
также наличие большого количества печатных
рекламных и информационных материалов.
Образчики израильской продукции -
«Питончики» и очередной комплект с крыльями
и СН для модернизации обычных бомб в
управляемые
В классе учебных самолетов главные новинки
представляла итальянская Aermacchi. Это был,
во-первых, двухдвигательный УТС М-346,
выросший из программы Як-130Д. Выставлялся и
летал второй опытный эксземпляр М-346.
Отличия в аэродинамике от Як-130Д хорошо
заметны:
1024 х 680
1024 х 680
Также впервые был выставлен однодвигательный
УТС основной подготовки М-311 – своего рода
глубокая модернизация самолетика S.211 70-х
гг. Первый полет М-311 совершил только 1
июня. Aermacchi начала кампанию активного
продвижения М-311, предложив его, в
частности, Сингапуру для замены его
предшественника - S.211. Кроме того, есть желание
пропихнуть его на тендеры в Великобритании и
Турции.
1024 х 680
1024 х 680
Индийцы выставляли свой новый реактивный УТС
основной подготовки HJT-36. Демонстрировался
и летал один из прототипов с движком Larzak.
Для серийных машин срочно ваяется «Сатурном»
АЛ-55И. Была подтверждена информация о
разработке HAL на основе HJT-36 его
двухдвигательного варианта для повышенной
подготовки HJT-39:
BAE Systems выставляла весьма внушительно
выглядящий Hawk AJT, декларируя возможность
применения с него, в том числе, и УР
Brimstone:
1024 х 680
Одним из «гвоздей» был пресловутый особо
легкий реактивный УТС Javelin, к разработке
которого присоединилась израильская IAI,
переведшая проект из стадии полусамоделки
колорадской ATG в нечто дееспособное. Тем не
менее, особой очереди желающих купить это
чудо в военном исполнении пока не видно:
Был представлен и летал
американо-итальянский транспортник С-27J
Spartan (деривация G.222) – первый серийный
самолет, полученный в мае ВВС Греции:
1024 х 680
Прямо напротив него стоял его
четырехмоторный "старший братец" – C-130J:
1024 х 680
Выставлялся также главный конкурент С-27J –
европейский (строго говоря, испанской CASA)
двухмоторник С-295М, причем в окраске
польских ВВС, но его фото у меня не вышло.
Boeing продолжает пытаться реанимировать
свою скандальную программу заправщиков
КС-767. На салоне летал первый КС-767,
полученный ВВС Италии. Из новостей
военно-транспортной авиации можно отметить
обнародованный Boeing проект создания
«тактического» транспортного самолета C-17A
Plus на основе стратегического транспортника
С-17А. Требования ВВС США составляют
возможность взлета C-17A Plus с полной
нагрузкой с полосы в 2000 футов.
Ну, а это из серии «своё, родное»:
1024 х 680
Откровенно говоря, российская экспозиция не
особо впечатляла и была представлена в
основном модельками. Единственным «натурным»
экспонатом был Су-27СКМ – модернизированный
вариант экспортного Су-27СМ. Судя по всему,
СКМ сделан для юго-восточного рынка.
Выставлялся прототип в трехцветном
серо-зеленом пятнистом камуфляже с бортовым
номером «305». На стоянке мне его застать не
удалось, поскольку он участвовал в
демонстрационных полетах.
На стендах отечественных предприятий было
как всегда изрядно деталей непонятного
назначения, представленных достаточно
неприглядным образом. И это при том, что
рядом же находились стенды всяких западных
субподрядных компаний, где даже пучки
проводов сопровождались массивными стендами
с кричащими надписями, что данная фирма со
своими проводками и кусками алюминия
участвует в программе А380, Rafale или еще
какой. А нашим рекламировать таким образом и
в голову, похоже, не приходит – в самом
деле, китайцы и так купят, а остальным и
нахрен знать не надо :-))
Еще родные экспонаты с «надписями на русском
языке»:
1024 х 680
Замечу, что несмотря на то, что небо
было облачным, была изрядная духотища и
я за день пребывания на поле Ле Бурже
буквально обгорел от солнечной радиации,
приобретя на голых частях тела оттенки
красного, переходящего в черное... К концу недели же
тучи окончательно рассеялись и в Париже
воцарилась невероятная жара.