Авиасалон
Ле Бурже-2005
Михаил Барабанов
Часть 2.
Гражданская авиация
Итак,
гражданская авиация. Что была таковая в Ле
Бурже в 2005 году – знают, конечно же все.
Это СЛОН!!! СЛОН!!! СЛОН!!! А380!!!
К сожалению, саму «главную звезду» А380
вблизи на стоянке увидеть не удалось – он
ошивался на летном поле в ходе
демонстрационных полетов. Летал слоник всего
по семь минут, ровненько, «блинчиком», не
разгоняясь, не убирая шасси. (В
последний день салона A380
летал с убранным шасси -
Ред.)
1024 х 680
В этом он резко контрастировал с
демонстрационными полетами А340-600,
закладывавшим такие виражи, что дух
захватывало. Весьма шустро рассекал также
«малютка» А318.
В павильоне EADS была выставлена весьма
внушающая секция фюзеляжа А380 с салоном (на
переднем плане – КР Storm Shadow/Scalp EG):
1024 х 680
Еще один А340-600 таитянской (!)
авиакомпании Air Tahiti Nui демонстрировался
на стоянке:
1024 х 680
Boeing в ответ выставил B-777-200LR под
громким названием Worldliner, рекламируемый
как самый дальний самолет в мире (9420
морских миль). Агрегат внушал, но был явно в
тени аэробусовских чуд:
1024 х 680
Одновременно активно пиарился будущий B-787
Dreamliner. На 14 июня Boeing имел на него
266 заказов, около 200 опционов и вел
переговоры с 26 авиакомпаниями о продаже еще
429 машин. В пику ему Аirbas продвигает
А350, с которым оказалась связана едва ли не
главная интрига Ле Бурже 2005, когда
авиакомпания Qatar Airways объявила о заказе
сразу 60 машин А350 (и заодно 20 В-777). Это
сразу вздуло портфель заказов на А350 вдвое
– до 128 штук. Поскольку на май Qatar
Airways имела всего 38 самолетов всех типов,
то такой грандиозный заказ сразу вызвал
кривотолки о его сомнительности. Тем более,
что такой авторитетный перевозчик, как
Emirates, наоборот, отменил свое ранее
ожидавшееся в дни салона объявление о
решении приобрести партию А350.
Еще одним полем битвы между Boeing и Airbus
могут стать самолеты «малой вместимости». В
противовес успешной серии А320 американская
компания работает над рядом проектов того же
класса для замены В-737, - в частности,
рассматривая варианты «уменьшенного
масштабируемого» варианта В-787, а также
оригинального широкофюзеляжного «пузатика»,
внешне смахивающего на военно-транспортный
самолет.
В классе «большой вместимости», наоборот,
появление А380 сильно пошатнуло позиции
Boeing – в частности, появились сообщения о
неуверенности разработчика в коммерческих
перспективах разрабатываемого проекта
747Advanced (условно говоря, версия В-747 с
двигателями, авионикой и аэродинамическими
усовершенствованиями от В-787) и намерении
Boeing в связи с этим ориентировать линейку
В-747 в основном на грузовые перевозки. На
салоне был выставлен грузовой В-747 в
раскраске China Airlines:
1024 х 680
В целом, Airbus пока что лидирует на рынке
мировой гражданской авиации – в ходе Ле
Бурже 2005 концерн объявил о заключении
контрактов на поставку 261 самолета, в то
время как Boeing – только о 148. Как
ожидается, в этом году Airbus изготовит 360
самолетов, а в 2006 г. достигнет цифры 400.
Boeing в этом году поставит около 320 машин,
а в будущем – 375-385. Тем не менее, на
Boeing ожидают, что ситуация изменится в
2007 г. и особенно с 2008 г., когда массово
пойдет В-787.
Тем временем, главным приобретателем от этой
конкуренции, похоже, стал Rolls-Royce, о
выборе чьего двигателя Trent 1000 для
оснащения А350 (наряду с ранее выбранным GE)
стало известно, и это при том, что все
больше заказчиков выбирают этот же мотор и
для оснащения В-787. В частности, Trent
1000, как ожидается, выберет для заказанных
В-787 такой крупный перевозчик, как
Northwest Airlines.
Главным отечественным экспонатом был,
конечно же, активно рекламируемый RRJ
Сухого. Присутствовали макет самолета RRJ:
1024 х 680
А также макеты кабины и фрагмента салона RRJ в
натуральную величину:
1024 х 680
Стенд Сухого с RRJ находился рядом со
стендом Safran (как теперь называется
объединение Snecma и Sagem), как известно,
совместно с «Сатурном» делающей для RRJ
двигатель SaM146. В Ле Бурже был подписан
контракт Сухим с Thales на сумму 125 млн.
долл на разработку последней авионики для
RRJ. Тем не менее, ожидавшегося (и
рекламировавшегося самим главой «Гражданских
самолетов Сухого» Субботиным) подписания
предварительного контракта о заказе
«Аэрофлотом» 50 самолетов RRJ (в дополнение
к уже 50 «заказанным» в Фарнборо «Сибирью»)
в Ле Бурже так и не произошло – «Аэрофлот»,
видимо, формально продолжает тендер на
региональный самолет.
В виде моделек пиарился также российский
проект МС-21.
Китайцы выставили целую батарею моделек
своего проекта регионального самолета –
ARJ21, однако, что-то в последнее время о его
продвижении не особо слышно.
1024 х 680
В
отличие от России, каких-либо следов
участия Украины в выставке в Ле Бурже я
вообще не обнаружил. Как известно, ни
один украинский самолет не рискнул
появиться на салоне из-за опасения
подвергнуться аресту по иску
швейцарско-кипрской компании TMR Energy
Limited к фонду государственного
имущества Украины, однако я также не
нашел ни одного украинского стенда.
Украина планировала
выставить пять машин: Ан-140, Ан-74,
Ан-225, Ан-124 и Ан-70. Однако,
поскольку не были предоставлены гарантии
того, что самолеты не будут арестованы
кредиторами, ни один самолет выставлен
не был. Хотя, в день открытия салона
Ан-140 все же взлетел перед трибунами и
тут же улете обратно в Харьков.
На украинских стендах были представлены
все ведущие авиационные фирмы, включая
АНТК, Митор Сич и ХАЗ.
Одним из главных экспонатов Ле Бурже 2005 г.
был новый бизнес-джет Dassault Falcon 7X.
Это первый в мире бизнес-джет, оснащенный
полностью цифровой ЭДСУ:
1024 х 680
Embraer в качестве своего рода конкуренции
выставила свой бизнес-джет Legacy (на основе
региональника ERJ-135):
1024 х 680
Среди самолетиков административного
назначения была занятная итальянская
каракатица Piaggio P.180 Avanti:
1024 х 680
Активно действующая в последнее время
германская фирма с жутковатым названием Grob
также выкатила свой бизнес-джет Grob SPn
модного в последнее время особо малого
класса. Это прототип, пока не полетевший и
проходящий наземные испытания (сзади виден
турбовинтовой Grob G 160):
1024 х 680
Из многочисленных легких самолетиков мое
внимание привлекла вот такая милая компашка
пестреньких попугайчиков Як-54 в составе
какой-то пилотажной группы: